Несмотря на то, что в последнее время районные советы не имели особых полномочий, на их балансе и сейчас числиться не мало имущества. Участь его решит специальная – во главе с Александром Поповым - ликвидационная комиссия. В Горадминистрации убеждают: «ликвидаторы» проверят каждый дом и каждый земельный участок, проведут аудит, и все переведут на баланс городского ГУ собственности. Потом уже депутаты Киеврады решат: что отправить на приватизацию, что продать на аукционе, а что оставить в собственности города. Правда, это не касается участков, которые уже успели взять в аренду.
Так, глава Подольского района Евгений Романенко, рассказал Lb.ua: договора аренды разрывать не будут. То есть, если кто-то успел взять землю в аренду за копейки на 49 лет - может спать спокойно. Разница лишь в том, что копейки эти теперь будет платить в бюджет города.
К слову, если б райсоветы ликвидировали раньше, то в собственность города перешло бы намного больше. Еще в 2008-м они распоряжались жилым и нежилым фондом, парками, скверами, жилищно-эксплуатационными предприятиями. Сейчас имущества осталось намного меньше: что-то умыкнули проворные депутаты, что-то забрал город.
Достаточно показательной в этом смысле была сессия в сентябре 2008 года, когда городские избранники изъяли 180 объектов коммунальной собственности, находящейся на балансе Подольского района. Судя по полемике столичных депутатов, они буквально вырвали имущество из лап районных казнокрадов, которые вот-вот собирались все это приватизировать. Но даже крохи, оставшиеся в районных закромах, весьма лакомые. «Сейчас на балансе шевченковской рады около 20 зданий по Киеву, - рассказал нам депутат Шевченковского совета Василий Мирошниченко, - есть и очень интересные строения, например, пятиэтажка на улице Богдана Хмельницкого, там пока находится аппарат совета». Имущество самое разное: и маленькие здания ЖЭКов, и огромные торговые склады на окраине города.
По словам Мирошниченко, ныне за советом числится даже … санаторий в Карпатах. «Санаторий купил бывший руководитель районного совета Николай Харитончук, но он до сих пор на балансе рады, даже руководство там мы назначаем. Санаторий купили для того, чтоб там отдыхали дети. Но дети там отдыхают раз в год - остальное время санаторий работает как отель». В Шевченковской администрации данную информацию не подтверждают. Еще бы. Ведь, вместе с подтверждением, пришлось бы отчитываться о том, кому и в каком размере получает «отельные» доходы. В других районах картина схожа.
Тот же Романенко признался Lb.ua: в настоящий момент в собственности района около 100 объектов – «используются для собственных нужд». «Это помещения, в которых находятся структурные подразделения рады и РДА, коммунальные предприятия, помещения ЖЭКов, - объяснил Романенко, - также у района около 500 помещений, которые сдаются в аренду».
Залатают дыры
Районное имущество - не только возможность нагреть руки, но и практически единственный способ залатать прорехи в бюджете. Александру Попову сейчас важно продемонстрировать: работает он эффективно. Учитывая, что бюджет уже не выполнен почти на три миллиарда, сделать это не просто.
«В городе нечего воровать, - сокрушается депутат Киеврады Дмитрий Андриевский. - За три года «хозяйствования» Черновецкого более 2 млн квадратных метров киевской недвижимости было приватизировано по средней цене 554 гривны».
Соратники Попова утверждают: средства пустят на возврат долгов. Правда, никто не уточняет, какие долги будут возвращать: города или расплачиваться с депутатами, поддержавшими ликвидацию районов.
Не имуществом единым
Одним из аргументов в пользу ликвидации районов называют существенную экономию средств. Например, в ЦИКе уже подсчитали: отмена выборов в райсоветы экономит 15 миллионов гривен. Правда, ЦИКу от этого не легче: в целом на местную кампанию не хватает 300 миллионов. Логично, в районах твердят обратное. «Депутатский корпус работает бесплатно, льгот у них нет, - отметил глава Шевченковского района Виктор Пилипишин, - экономия по городу - максимум 30 миллионов». Объяснил: на самом деле затраты на содержание аппаратов райсоветов по отношению к аппаратам РДА составляет 5%.
То есть не более 3 миллионов гривен в год. Которые идут, в основном, на зарплаты труженникам аппаратов. Сами депутаты возражают. Закупка бумаги, чернил и ручек, для печати проектов – не основная статья расходов. Гораздо больше денег уходило на помощь нужным управлениям и организациям, например, на районные военкоматы или управления милиции. Районные избранники могли влиять на распределение бюджета, выделять деньги на устранение тех или иных проблем «их» территории. И это свое право использовали весьма активно.