ГлавнаяПолитика

​Нью-Йорк. День второй. Картинки

Время внесло свои коррективы в вывод Михаила Булгакова «хуже работы служить кондуктором в трамвае, нет ничего на свете». Хуже этой работы – вкалывать водителем в Нью-Йорке. Мы отправились от гостиницы «Пенсильвания» в Рокфеллер-Центр на встречу президента Януковича с членами «Атлантического совета». Километров пять ехали минут сорок, в городе суета, жара, все потихоньку плавится.

​Нью-Йорк. День второй. Картинки

Встреча с людьми из «Атлантического совета» - важнейшая часть публичной презентации Януковича в качестве главы государства. Не менее важное, чем его интервью «The Wall Street Journal», которое появилось этим же утром. «Атлантический совет» был создан в 1961 году бывшим госсекретарем США Дином Ачесоном; стал особенно влиятелен в конце 80-х годов прошлого века благодаря его членам, всемирно известным политикам - президенту США Рональду Рейгану, его советнику Збигневу Бжезинскому, госсекретарю Колину Пауэллу, советнику по нацбезопасности Бренту Скоукрофту и представителю США при ООН Джин Киркпатрик.

С 1 июня 2007 года «Атлантический Совет» возглавлял генерал Джеймс Л. Джонс, кадровый военный, служивший во Вьетнаме, на Окинаве, в Северном Ираке и Турции. Дослужился до должности командующего Корпусом морской пехоты и Верховного главнокомандующего объединенными ВС НАТО в Европе; последнее место работы пришлось на кризис в Боснии и Герцеговине. С 20 января 2009 года он - советник по нацбезопасности Президента США Барака Обамы. Сейчас Атлантический совет США возглавляет Чак Хейгл, не самый бедный человек, один из создателей оператора сотовой связи Vanguard Cellular, недавно - сенатор-республиканец от штата Небраска. Утверждают, что его кандидатура рассматривалась и среди наиболее вероятных кандидатур на должность вице-президента Барака Обамы.

Встреча началась с выступления Генри Киссинджера, бывшего госсекретаря США при президентах Никсоне и Форде, долгожителя американской политики. Его речь – о важности роли Украины, ее месте в европейской системе безопасности. Ответная речь – президента Януковича.

В этой части его публичных заявлений: слова о политической стабильности в Украине, о принятии новых законов, которые нужны для проведения реформ, об отмене значительного числа разрешительных лицензий, сокращении дефицита госбюджета, о важности украино-американских отношений, НАТО и перспективах евроинтеграции.

Президента сопровождали на встрече С.Левочкин, А.Герман, К.Грищенко, А.Ермолаев, К.Фиалко, А.Гончарук, И.Акимова, Ю.Ладный, Ю.Сергеев. У противоположной стороны стола – люди, некоторые из которых знают русский язык, трое – украинский, четверо – оба; но все они проницательные, в переговорах поднаторевшие, понимающие, как понимать полуфразу и дожать вопрос.

В самом совете – четыре крупных специалиста по Украине и по нашему региону. Росс Уилсон – дипломат с почти тридцатилетним стажем; служил в Австралии, России, Чехии, Турции и Азербайджане. В 1997-2000 годах - специальный советник госсекретаря по вопросам новых независимых государств (бывшего СССР).

Дэймон Уилсон, экс-дипломат, поработавший в структурах НАТО, в Совете национальной безопасности США, в посольстве США в Багдаде. Сейчас он вице-президент, директор программы по международной безопасности Атлантического совета. Раньше в американской прессе довольно осторожно комментировал перспективы Украины в контексте «перезагрузки» российско-американских отношений: «меня немного беспокоит то, что российская сторона пытается формировать и продвигать решения относительно будущего Украины»; известен критикой Харьковских договоренностей Президентов Украины и РФ, называл их «огромной стратегической уступкой России». Принимал участие в слушаниях, которые Хельсинская комиссия Конгресса США провела 16 марта 2010 года.

Ян Бжезинский, сын Збигнева Бжезинского и Эмили Бенеш, внучки бывшего президента Чехословакии Эдварда Бенеша, и сам дядя журналиста Мэтью Бжезинского, который в своей книге «Casino Moscow» описал Тимошенко в главе «Женщина ценой в 11 миллиардов долларов». Бжезинский работал на Украине и в НАТО, служил помощником по национальной безопасности председателя финансового комитета Сената сенатора Билла Рота, сейчас в частном бизнесе.

И, наконец, Адриан Каратницкий, украинского происхождения, бывший президент и исполнительный директор Freedom House, известный политический аналитик и публицист, автор трех книг на советскую и постсоветскую тематику. Он печатается об Украине в «Newsweek», «Washington Post», «Wall Street Journal», «Financial Times», «International Herald Tribune» и многих других периодических изданиях. В подготовленном под руководством Каратницкого докладе «Corruption, Democracy and Investment in Ukraine» ("Коррупция, демократия и инвестиции в Украине") обнародованном в октябре 2007 года, отмечалось, что коррупция в Украине настолько распространена, что "может угрожать экономическому процветанию и национальной безопасности». Он был одним из ведущих мероприятия при участии Януковича.

Вопросы на встрече задавали и слушали ответы люди, которых заставить приходить куда-то невозможно. Которые все делают в силу статуса как они сами хотят. Это Метью Камински, журналист и политолог, бывший главный в Государственном департаменте по региону, в который входит Украина во времена советника по национальной безопасности Энтони Лейка, ныне – сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, олигарх Владимир Гусинский, и другие, всего человек 40-к, все средних лет, кроме сотрудницы «Голоса Америки» Мирославы Гонгадзе, которая прибыла в Нью-Йорк из Вашингтона утром Амтраком, и успела заснять пикетирование УККА с криком «Табачник - геть»; она мне показала видео.

Я спросил у Мирославы, против чего протестовали. Ответ: против нынешней гуманитарной политики. Я спросил, против чего конкретно. Она ответила: против «расширения русского языка», «пересмотра истории», «переоценки голодомора как геноцида». Я спросил, т.е против того, что Янукович говорил избирателям, в том числе и в предвыборной программе, поддержанной голосующим большинством, решившим принять участие во втором туре выборов? Мирослава промолчала. Януковичу Мирослава вопросов не задавала, возможно, хотела.

Вопрос Сестановича касался будущего отношений Украины и НАТО. Он дожимал вопрос, делая акцент на «ваше» и «видение». Ответ Януковича был таков: внеблоковость, которая отвечает нынешним национальным интересам Украины (нажим на слова «нынешних» и «интересах») и продвижении сотрудничества со США так далеко, как это будет возможно. Сестанович внимательно наблюдал, глаза похожи на боевые флотские прожектора. Вопрос Метью Каминского об оценке «оранжевой революции». Ответ Януковича о том, что люди почувствовали, что могут от власти требовать, но о самой «революции» - судим по сделанному, а не по провозглашенному и предложение провести международную конференцию по итогам «оранжевой революции», что вызвало одобрительный смех в зале.

Каминский напустил на лицо отсутствующее выражение. Вопрос от одного из руководителей «Атлантического совета» (с моего места не было видно, кто из двух, находящихся там, этот вопрос задавал) о понимании Януковичем украинской идентичности. Ответ – о многонациональности Украины и поэтому о приоритетности гражданского над национальным, о решающем значении экономического положения граждан, о необходимости полного воплощения в украинской политике Европейской хартии национальных меншинств. Видимо, американца, задававшего вопрос, больше устроил бы ответ об отличии украинцев от русских, но Янукович об этом не говорил, как не говорил о России вообще ни в одном из выступлений; это оправдано, в зале я видел минимум одно лицо, тесно связанное и со российскими структурами в Нью-Йорке, и опосредованно с Кремлем; наверняка были и другие. Слушали Януковича внимательно. Сам он был внятен, говорил практически с самого начала удобными для перевода рубленными фразами; конечно, понимая, что за ним наблюдают, не только что он говорит, но и как говорит. Это было видно по тому, как он вносил уточняющие коррективы в свои слова по мере того, как видел в глазах задававшего вопрос уровень понимания.

Встреча была не короткая, часа два минимум; конечно, у присутствующих были еще вопросы. Но, и это прискорбная новость для наших оппозиционеров, на встрече НЕ прозвучали вопросы о якобы цензуре, якобы зажиме демократии и т.д. Конечно, это не означает, что собеседники Януковича не понимают значения гражданских свобод. Наличие одних вопросов и отсутствие других прямо говорит о том, что спрашивают для галочки, а что интересует на самом деле.

Потом опять ООН, выступление президента Януковича в рамках Общих дебатов на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Перед ним выступал президент Туркменистана, регламент не нарушавший и президент Перу, нарушивший регламент, эмоциональной интонации которого явно не хватало воспоминаний о древней культуре инков (древнее, чем трипольская культура?), латинский брат нашего недавнего президента. Янукович в выступлении говорил о внеблоковом статусе Украины, о реформировании ООН, о необходимости скоординированных международных усилий по борьбе с голодом и международным пиратством, о всемирном экономическом кризисе как глобальном вызове человечеству, о ядерном разоружении, о глобальном изменении климата и о необходимости в связи с этим создания международной экологической организации.

Затем состоялась его встреча с председательствующим на 65-й сессии г-н Дайссом. По правилам Генассамблеи, она избирает своего председателя на каждую новую сессию. Нынешний председатель, избранный 11 июня 2010 года - 64-летний Йозеф Дайсс, – бывший, 156-й президент Швейцарии, ранее работал мэром, министром иностранных дел и экономики конфедерации, был членом Федерального собрания Швейцарии от христианских демократов. Г-н Дайсс был в Украине в октябре 2000 года, еще шефом внешнеполитического ведомства; тогда Украина и Швейцария подписали Конвенцию об отсутствии двойного налогообложения. Уже при избрании г-н Дайсс пообещал внести в работу ООН «свойственную моей нации практичность». На встрече с Януковичем он, насколько я понимаю, он опирался на информацию представительства ООН в Киеве. Во всяком случае, оперировал цифрами их доклада о состоянии дел с правами женщин, преодолении бедности, состоянием дел в борьбе с туберкулезом и СПИДом.

Затем - в гостинице «New York Barclay - Intercontinental» состоялась последняя по времени двусторонка – встреча президента Януковича с премьер-министром Канады Стивеном Харпером. Он молод, этот 51-летний Стивен Джозеф Харпер. С марта 2004 года Стивен Харпер является лидером этой партии Консервативной партии Канады.

С 6 февраля 2006 — премьер-министр Канады. 12 апреля 2010 года Янукович и Харпер общались в Вашингтоне на Саммите по вопросам ядерной безопасности. В сухом остатке встречи – приезд канадского премьера в Киев в нынешнем октябре и, надо понимать, со временем и ответный визит Януковича в Оттаву. В украино-канадских взаимоотношений – главный вопрос – возможность соглашения по свободной торговле. По этому поводу в ноябре 2009 года в Оттаве состоялись первые украинско-канадские консультации по соглашению о свободной торговле, а первый раунд переговоров состоялся в Киеве с 17 по 21 мая 2010 года. В общем, учитывая уже достигнутые результаты, вполне реально ожидать подписания украинско-канадского соглашения о свободной торговле уже в 2011 году. Не надо быть большим аналитиком, чтобы сделать вывод о синхронизации Украиной своих усилий в переговорах по зоне свободной торговли со странами ЕС и Североамериканского континента и ЕС-НАФТА между собой. Нужно решать и экономические проблемы, так как за 2009 год общий объем взаимной торговли товарами и услугами между Украиной и Канадой уменьшился по сравнению с 2008 годом на 31,5% (на 176 млн. долл. США) и составил 382 млн. долл. США. При этом экспорт украинских товаров и услуг в Канаду уменьшился на 26,1% (на 69 млн. долл. США) и составил 195,7 млн. долл. США, а импорт товаров и услуг в Украину уменьшился на 36,5% (на 107 млн. долл. США) и составил 186,3 млн. долл. США. Мы экспортируем в Канаду в основном жиры и масла животного или растительного происхождения. Три первые группы товаров основного импорта Канады в Украину – лекарства, продукция машиностроения и рыба.

К вечеру Нью-Йорк немного расслабляется, хотя людей на улицах не становится меньше. Мэру Блумбергу было намного легче сделать свои миллионы, чем отмыть город, который всякий пытается загрязнить.

Наблюдая за собеседниками, мне на самом деле жаль коренных нью-йоркеров, такое огромное количество гостей города делает их присутствие постоянной переменной. Люди знакомятся, разговаривают между собой, совсем разные люди. В лифте гостиницы две несколько навеселе датчанки спросили у меня почему-то по-испански, что я думаю о городе Нью-Йорке и о них лично. Понять-то я понял, но ответил им на английском, мол, ясно, что они датские русские, ибо их бабушка была русской императрицей с датскими корнями. Молодых дам ответ привел в восторг. Приглашение выпить пива было отклонено.

С цитированием классика американской литературы Джона Стейнбека, лауреата Нобелевской премии по литературе 1962 года: «Нью-Йорк – безобразный город, грязный город. Его климат – это катастрофа, политикой – только детей пугать, движение – безумие, конкуренция убийственная. И все же стоит вам пожить в Нью-Йорке, стоит ему стать для вас домом, и никакое другое место вас уже не устроит».

Стейнбек не был в Киеве, куда мы как раз и возвращаемся.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram