В последнее время на некоторых рынках секонд-хенда – наплыв покупателей. Люди запасаются впрок, боясь, что с нового года ввоз ношеной одежды запретят. Хотя на самом деле правительство совсем не собирается запрещать «секонд», речь идет лишь о том, чтобы заставить поставщиков этого товара платить больше налогов. Легкая промышленность Украины сейчас работает примерно на 10% той мощности, которая была у этой отрасли в 1990 году.
С того времени разорилось большинство отечественных фабрик по пошиву одежды или обуви. Выжили только те, кто успел найти иностранных заказчиков. По данным Ассоциации «Укрлегпром», около 90% объема производства в швейной отрасли – это заказы известных иностранных компаний. Они поставляют в Украину свои ткани, дают свои выкройки, следят за качеством, а потом продают готовую продукцию по всему миру. Это называется «давальческая схема».
К примеру, компания Hugo Boss сначала сотрудничала с киевской швейной фабрикой «Дана», а затем и с херсонской «Юностью». За костюм или пальто для Marks and Spencer или для Hugo Boss фабрика «Дана» получает $2, $5 иногда $10, в зависимости от сложности. Потом эта продукция продается магазинах по всему миру уже с «фирменной» наценкой.
К примеру, мужские костюмы в интернет-магазине Marks and Spencer стоят от 99 до 250 английских фунтов. Каждый месяц ревизор из-за границы приезжает проверять качество товара, условия работы сотрудников и т.д. Штрафы за нарушение условий договоров очень солидны.
К примеру, за подделку Hugo Boss имеет право получить у украинской фабрики $250 тыс. «Как правило, в Украину заходит покрой, ткани, фурнитура, нитки, а выходит – готовая продукция. Причем за пару долларов шьются серьезные, технологически сложные вещи.
Отечественным предприятиям только оплачивается техническая работа, а готовое высококачественное изделие продается за границей в разы дороже», – рассказывает президент Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности «Укрлегпром» Александр Соколовский.Но сегодня «давальческая схема» в Украине становится все менее востребованной. Иностранцы чаще стали давать заказы в Азию – Китай, Вьетнам или Бангладеш, где рабочая сила еще дешевле, чем в нашей стране.
К примеру, за пошив одного пальто иностранный заказчик заплатит от 10 до 18 евро в Румынии или Болгарии, от 5 до 13– украинской швее. Но в Китае или Бангладеше готовы пошить пальто и за 3-4 евро. Кроме того, в 2009 году появилась новая проблема – для текстильных предприятий повысились цены на газ и электроэнергию. Ассоциация «Укрлегрпром» описывала последствия этого шага в предельно мрачных тонах: «Сегодняшняя ситуация ведет к банкротству текстильных предприятий», – сообщается в письме «Укрлегрпрома» на адрес Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики Украины. Проблемы в отрасли легкой промышленности у Украины были и раньше. С 1990-го производство обуви в стране упало в 9,8 раз. Такая же ситуация с производством ткани, которое сократилось в 13,9 раз.
Уже много лет директора швейных и обувных фабрик пишут письма правительству с просьбой помочь, защитить, списать долги и т.д. Последние такие письма – в начале этого года, адресованы еще чиновникам из команды Юлии Тимошенко. Но только после прихода новой власти лоббистам швейных фабрик удалось найти общий язык с правительством. Согласно проекту Налогового кодекса, предприятия легкой промышленности освободят от налога на прибыль на 10 лет.
Почему этого не удавалось достичь раньше? «Не было политической воли», – отвечает Татьяна Замороко, исполнительный директор Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности. Хотя, скорее всего, вопрос не только в политической воле, а еще и в том, что теперь фабрики стали перед двойной угрозой: уход иностранных заказчиков и повышение цен на электроэнергию.
Секонд-хенд – не конкурент
Наибольший резонанс в обществе вызвал планируемый запрет секонд-хенда. Говорилось даже, что таким образом лоббисты легкой промышленности в Украине хотят избавиться от конкурентов. Однако цифры говорят другое: объем рынка одежды в Украине – около 50 млрд. грн, а «секонда» завозится на сумму от 400 до 500 млн. грн. То есть рынки ношенных вещей – не настоящие конкуренты нашим швейным фабрикам. Для них скорее проблемой является импортная одежда, доля которой уже составила около 77% в Украине.
Но если секонд-хенд не конкурент, то почему же с ним пытаются бороться? Дело в том, что под видом ношенной одежды в страну часто завозят совершенно новые и дорогие товары, которые потом поставляются не на рынки возле метро, а в бутики в центрах городов. Вот именно с ним и пытаются бороться лоббисты украинских швейных заводов. «Бюджет теряет от 20 до 30 млрд. грн ежегодно», – говорит президент Всеукраинской ассоциации работодателей легкой промышленности Александр Соколовский. Это не просто громкие цифры, это еще и весомый аргумент для правительства, которое то просит денег у МВФ, то отдает внутренний долги НДС-облигациями.
Кому шить в Украине?
Планируемый запрет на секонд-хенд должен стать началом революционных изменений для отечественных обувных фабрик и заводов по пошиву одежды. «Перечисления в бюджет увеличатся на 22 млрд. грн, будет создано 250 тыс. новых рабочих мест», – уверяет президент Ассоциации легкой промышленности «Укрлегпром» Валентина Изовит. Действительно, украинские фабрики могут шить намного больше, чем сейчас. Другой важный вопрос – понравятся ли такие изменения самим покупателям? Да, наши швеи хорошо умеют делать и костюмы от Hugo Boss и нижнее белье от Triumph. Но делают они это на импортных тканях и по иностранным выкройкам. Смогут ли наши заводы предлагать продукцию такого же качества без иностранного заказчика, его моделей и технологий? А если будут делать из импортных, сколько она будет стоить?
В Ассоциации «Укрлегпром» уверены, что наши заводы легко справятся со всеми этими вызовами. Валентина Изовит уверена, что вся проблема в неравной конкуренции. Импортеры продают иностранную одежду и при этом сами платят по 200 грн в месяц, так как зарегистрированы как физические лица-предприниматели на едином налоге. Швейные заводы платят в десятки раз больше и просто не могут дешевле продавать свою продукцию. «Нам нужно убрать тех, кто не платит налоги», – говорит Валентина Изовит, и такой подход точно найдет отклик в правительстве. А когда уйдут те конкуренты, которые не платят налоги, окажется, что спрос на одежду никуда не исчезает. И на отечественные фабрики поступят большие оптовые заказы, что напрямую повлияет на цены.
«Если есть заказ, к примеру, на 100 штук трикотажных футболок, то это одна цена, а если заказ будет составлять 10 тыс. штук – то и цена будет значительно ниже», – прогнозирует Татьяна Замороко, исполнительный директор Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности.
И у продавцов одежды будет интересный выбор: импортеры, которых заставили платить налоги, значительно повысят цены на свой товар. А отечественные фабрики, которые освободили от налога на прибыль на 10 лет, предложат товар подешевле. Остается только надеяться, что у маркетологов наших фабрик хватит воображения сделать рекламную компанию под лозунгом «Мы шили для Hugo Boss, теперь шьем для Украины».