ГлавнаяЭкономикаБізнес

​Тет-а-тета не будет

В октябре должно состояться очередное заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Украиной и Российской Федерацией. С чем выйдут участники на двусторонний междусобойчик – неизвестно, поскольку практически ни одно из запланированных еще в апреле мероприятий не выполнено.

​Тет-а-тета не будет

Пессимисты прогнозируют, что хуже уже не будет. Поскольку в правительстве Украины представлена не только группа Бойко-Левочкина-Хорошковского, есть шанс, что сомнительные соглашения с Россией снова отложат, перенесут и завизируют лишь очередные протоколы о намерениях. Оптимисты утверждают, что, разумеется, будет хуже – аккурат ко встрече стоит ожидать ротации лиц, ответственных за кооперацию.

Пока в риторике президента Януковича не прослеживается желание объединяться с Россией «на двоих». Если ГТС – то втроем с Европой. Если создание ядерного топлива – то втроем с Казахстаном. О возможности слияния «Нафтогаза» с «Газпромом» президент почему-то тактично умалчивает, зато четко высказывается на предмет необходимости пересмотра формулы цены на газ, которая зафиксирована известными соглашениями от 2009 года.

В то же время, дистанциирование от России не ситуативно, а закономерно, поскольку интерес Москвы связан со сферами, которые давно и последовательно осваивают украинские олигархи самостоятельно, без посторонней помощи.

В первую очередь речь идет о топливно-энергетическом комплексе. Здесь цели России просты и публично озвучены. Во-первых, обеспечить прозрачный коридор для продажи электроэнергии на западноевропейский рынок. Во-вторых, максимизировать свою долю в ликвидном сегменте внутреннего рынка электроэнергии Украины. И, в-третьих, – обеспечить дополнительные геополитические рычаги давления на энергодефицитные Беларусь, Литву и Молдову. Для этого российской стороной любыми методами будут продавливаться: строительство соединений с европейскими сетями, например, через Жешув, создание совместного предприятия в атомной энергетике, например, с передачей новых блоков Хмельницкой АЭС в уставной капитал, и, наконец, либерализация рынка электроэнергии.

Здесь интересы России явно не совпадают с интересами Ахметова и, как ни парадоксально, Фирташа. В принципе, экспорт украинской электроэнергии на Запад, Юго-Запад или в Прибалтику они могут обеспечить самостоятельно, чем все прошлые годы и занимались. И посредник им не нужен. Сейчас увеличить минимизированный за последние три года экспорт электроэнергии им мешает не столько внешняя цена, сколько внутренние нормативные акты НКРЭ, о чем lb.ua уже неоднократно писал. Аннулировав необходимость оплачивать дотационный сертификат, а еще лучше, создав условия для продажи атомной электроэнергии, которая почти втрое дешевле оптовой цены на внутреннем рынке, украинское электричество мгновенно станет привлекательным для западного покупателя.

И в данном контексте обращают на себя внимание сразу два события, имевшие место на этой неделе. Во-первых, покупка двумя ахметовскими структурами (входящими в ДТЭК – ООО «Востокэнерго» и ООО «Пауэр Трейд») на октябрь права доступа к сечениям Бурштынского энергоострова в направлении Западной Европы (общей мощностью 495 МВт) и в направлении Молдовы (150 МВт). С одной стороны, это первый с марта месяца аукцион, на котором была продана хоть часть сечений. С другой – в серьезности намерений Ахметова экспортировать электроэнергию заставляет сомневаться цена сделки – 8 грн за 8 лотов. Раз ничем не рискует – значит, конкретики никакой. Цены-то в Европе низкие, а украинский тариф имеет тенденцию к росту, но никак не к падению.

Тем не менее, читатель lb.ua хорошо помнит, что возможность экспортировать электроэнергию по низким тарифам формирует не рынок, а Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики, которая сегодня контролируется именно Ринатом Леонидовичем. Так что, если вдруг в ближайшее время появится решение НКРЭ, отменяющее граничную нижнюю цену для экспорта (напомним, сегодня она – не ниже внутриукраинской оптовой цены плюс упомянутый выше дотационный сертификат), никто не удивится. Более того, не вызовет удивления даже появление контрактов на продажу самой дешевой – атомной электроэнергии. О чем свидетельствует второе событие, произошедшее также на этой неделе. Речь идет о появлении в медиа-пространстве информации о ходе расследования главным следственным управлением МВД Украины дела о вымывании из «Энергоатома» средств на избирательную кампанию Юлии Тимошенко группой лиц, приближенных к Жвании. Напомним, эта группа лиц до сих пор руководит атомным монополистом.

Причем дело это, о котором писал lb.ua, по данным проинформированных источников, было заведено по личному указанию первого вице-премьера Андрея Клюева. И даже самого факта появления такого расследования достаточно, чтобы ротировать команду Жвании на любую другую, более надежную и лояльную к первому вице-премьеру. Которая сможет, например, обеспечить прямые договора на экспорт атомного электричества в Европу и будет курироваться лояльным к Ахметову Андреем Клюевым, а не как сейчас – лояльным к российским интересам Юрием Бойко.

Это противостояние Клюев-Бойко наблюдается и в Нафтогазовом секторе, где Путин по-прежнему демонстрирует желание слить «Нафтогаз» с «Газпромом», а Бойко – успешно не сливает. Любопытно, но уступки в Нафтогазовой сфере Кремлю сейчас менее интересны, чем в электроэнергии. Здесь его интересует в первую очередь гарантированное обеспечение транзита, платежеспособный потребитель, то есть НАК «Нафтогаз Украины», и, возможно, максимальные капитальные инвестиции своим подрядчикам в реконструкцию ГТС. Так что здесь Бойко может сделать еще немало победных реляций, пока у «Нафтогаза» будут резервы оплачивать российский газ. Причем много и дорого – все помнят условия харьковских соглашений. Дескать, когда деньги закончатся, когда истекут сроки выплат облигаций, Украина сама попросит объединения «Нафтогаза» с «Газпромом». Ибо другого выхода у нее не останется.

Однако вопрос о слиянии будет на повестке дня российского правительства ровно до тех пор, пока он не разрешится в ее пользу. Поскольку Украина как самостоятельный игрок в газовом бизнесе России не нужна. А возможности стать самостоятельным игроком у нас есть. Это и разветвленная ГТС, и подземные хранилища газа для сбыта в западном направлении, и залежи газа на черноморском шельфе, и недовыжатые харьковско-полтавские месторождения. Кроме того, Украина может снизить наконец-таки внутреннее потребление и реализовать возможности биотехнологий производства метана (в том числе мусорного) с последующей закачкой в ГТС. Да, стоит вопрос о рентабельности биотехнологии по сравнению с минеральным сырьем, но потенциал снижения себестоимости достаточно высокий, если заниматься развитием технологий. Что прекрасно доказала, например, индустрия электроники.

Таким образом, с учетом недооцененности украинских Нафтогазовых госпредприятий с точки зрения стоимости фондов, рентабельность сделки по поглощению «Нафтогаза» «Газпромом» может оказаться куда выше озвученных сегодня цифр. Напомним, что при сравнении активов «Нафтогаза» и «Газпрома» озвучивалось соотношение 1:20. Аналитики же предполагают, что реальное соотношение может приблизиться к 1:5, а то и к 1:3, если вспомнить нефтяные активы украинского предприятия. Поэтому покупая «Нафтогаз» по цене в 2 раза выше заявленной, «Газпром» получит актив стоимостью в 2 раза выше заплаченной цены. Такой вот парадокс, в осуществлении которого сегодня заинтересована только часть ТЭКовской команды, представленной в правительстве, в частности Юрий Бойко. Правда и возможности его ограничены всего лишь креслом министра, над которым еще как минимум двое принимающих решения в отрасли. Удастся ли этим двоим сохранить посты, несмотря на давление России, которое будет усиливаться с приближением выборного для нее 2012 года, зависит от стратегических задач, которые ставит себе на более дальнюю перспективу Янукович.

Ілона ЗаєцьІлона Заєць, оглядач паливно-енергетичного комплексу
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram