Бесконтрольное посещение вредит объектам архитектуры, говорится в соглашении между заповедником и бизнесменом. Поэтому предприниматель берет на себя обязательства убирать и охранять крепости, а за это имеет право взимать плату. На сегодня она составляет 20 грн., хотя точная сумма в договоре не указана. Договор заключен до конца года с правом продления.
Сегодня телефон заповедника «Херсонес Таврический» не отвечал. Зато «Левому берегу» удалось по телефону связаться с предпринимателем Тарасом Мельником, который договорился с заповедником.
Какое отношение вы имеете к археологии?
Археологическими работами занимается заповедник, реставрацию ведет «Укрреставрация». А я занимаюсь туристической работой – привлекаю к объектам туристов, привожу туда группы. И поддерживаю территорию в чистоте и порядке. До меня там были бутылки, мусор, грязь, бомжи ночевали, алкоголики водку пили, костры жгли. Теперь там чисто, есть охрана. Каждый день машину мусора вывозим.
Вы сами установили тарифы на посещение объектов?
Это тарифы заповедника «Херсонес Таврический», мы по ним и работаем. Тарифы – это часть договора.
«Херсонес» – это огромный заповедник. А крепости в Инкермане и Балаклаве небольшие. Разве можно устанавливать одинаковую цену?
20 гривен – это самая маленькая в Крыму цена за посещение туристического объекта. Это я вам как экскурсовод говорю. К тому же мы бесплатно пускаем в крепость жителей Севастополя. Надо только паспорт с пропиской показать.
В договоре, который появился в интернете, суммы не указаны. Почему?
Мало ли что пишут в блогах. Может быть, там какой-то старый договор приведен – я не видел. В договоре, по которому я работаю, все эти моменты есть. Люди у нас любят ничего не делать, а только критикуют. 20 лет стояли эти руины, рушились, и никому до них дела не было. До того, как мы там навели порядок, это было самое криминогенное место во всей Балаклаве.
Как вам удалось заключить такой договор? Был какой-то тендер?
Тендера не было, потому что никого этот вопрос не интересовал. Просто мне было стыдно туда уже туристов водить, потому я выступил с такой инициативой, подписали договор.
Вы пришли на прием к директору заповедника «Херсонес Таврический» и предложили убирать крепости?
Да, я встретился с директором заповедника и предложил такой вариант.
Но вы же, наверное, что-то зарабатываете на этом?
Это соглашение прибыли не приносит. В лучшем случае бывает 100-200 человек в день. А за уборку мусора надо выложить 1000 грн. в день, охрана обходится в 1000 грн. в день. То на то и выходит.
Зимой вы тоже будете охранять и убирать крепости?
Соглашение подписано до конца года, но его можно продлить. Думаю, будем убирать и охранять. Снизится поток туристов, но и затраты упадут – меньше будет мусора.
Какие-то торговые точки вы там разместили?
Нет никаких торговых точек. Только экскурсовод работает, и книги о крепости на кассе продаются.
Пока что деньги берут только за проход к «Чембало» в Балаклаве. Вход на крепость в Инкермане тоже будет платным?
Скорее всего.
Lb.ua готовит запрос в Министерство культуры и туризма Украины с просьбой пояснить, почему заповедник сам не может заниматься уборкой и охраной собственной территории и вынужден заключать для этого договор с предпринимателем – физическим лицом.