Доходное место
Если «отмотать назад», то Загид Краснов еще в начале весны был настоящим уверенным в себе мачо-мэном. Уверенность эта не просто бросалась в глаза – она буквально фонтанировала из Краснова непрерывно и довольно сильным потоком. Это проявлялось во всем – и в снисходительном общении с журналистами, и в высказываемых покровительственным тоном замечаниях, которые Краснов в ходе сессии по поводу и без, но зато регулярно делал своим коллегам-депутатам и мэру Ивану Куличенко. В сессионном заде Днепропетровского горсовета Краснов всегда чувствовал себя, как дома – говорил по телефону, развалившись в кресле, позволяя сидящему рядом «специально обученному» члену своей фракции нажимать за себя кнопки во время голосования; или по-хозяйски ходил между рядами кресел, за которыми сидели депутаты, переговаривая с ними, собирая вокруг себя группы. При этом сразу напротив выхода из сессионного зала располагался вход в земельную комиссию горсовета, которая с 2006 года была целиком и полностью подконтрольна Загиду Краснову.
Думаю, все представляют себе порядок докризисных цен на аренду и продажу земельных участков в нашем городе-миллионнике. Поэтому неудивительно, что красновская земельная комиссия была, как говорится, не простая, а золотая. Причем «золотая» в данном случае – не аллегория. Многие горожане, пытавшиеся оформить какие-нибудь документы на земельные участки, для коммерческой ли деятельности или же как частные лица, почувствовали на себе невозможность сделать это в установленном порядке, а не за «конверт».
Естественно, узурпация земельного рынка – это не единственное достижение Краснова, находящегося в депутатском корпусе Днепропетровска последние четыре года. На одной земельной комиссии, будь она трижды доходным местом, далеко не уедешь, и чувствовать себя царем всего мира не будешь. Будем, правда, откровенны – Загид Краснов, конечно, на весь мир не претендовал, но что касалось самооценки его собственного всемогущества в Днепропетровском горсовете, то до недавнего времени она зашкаливала. В принципе, было от чего зашкаливать – Краснов довольно быстро стал главой коалиционного большинства депутатского корпуса. Влияние на решение всех вопросов, которыми занималась городская власть, – тотальное. Ключевой вопрос – это, конечно же, городской бюджет: куда его направить и как распределить. Все конкурсы, тендеры, финансирование разнообразных программ, выбор тех или иных подрядных организаций для выполнения тех или иных работ, – все это оказалось в ведении лидера большинства Загида Краснова. Прибавьте к этому распределение «по щучьему веленью» земли – и картина станет полной.
Естественно, к хорошему привыкаешь быстро. Загид Краснов к своему горсоветскому всемогуществу тоже привык довольно быстро. Вот почему его поведению стала свойственна определенная вальяжность человека, у которого «все схвачено».
***
Весной 2010 года ситуация в Днепропетровском горсовете стала стремительно меняться. После победы на президентских выборах Виктора Януковича Партия регионов стала укреплять свои позиции во власти по всей вертикали. И вполне естественно, что незамедлительно после назначения губернатором Днепропетровской области Александра Вилкула это укрепление распространилось дальше – на Днепропетровский горсовет.
С точки зрения выстраивания вертикали власти, горсовет Днепропетровска на этот момент являл собой буквально непаханое поле, которому не хватало системной работы с ним. Фракция «регионов», кстати, в этом горсовете самая многочисленная, и была собрана в 2006 свое время и поручена нардепу Олегу Цареву для обеспечения политических интересов ПР в Днепропетровске. Правда, будучи не только депутатом-«регионалом», но еще и напарником Загида Краснова по бизнесу, Царев довольно быстро «слил» ему всех своих «регионалов». Так продолжалось до 2010 года, и Краснов все это время ощущал себя на высшем уровне. Но вот ситуация меняется: имея все полномочия и получив от правительства прямые на этот счет распоряжения, новое руководство городской ячейки Партии регионов приводит «бело-голубую» фракцию горсовета в чувства. Фракция из почти пятидесяти человек – это в рамках горсовета серьезный ресурс. Четыре года он позволял Краснову чувствовать себя хозяином, но вот – буквально «в один прекрасный день» – Краснов этого ресурса лишается.
Первое время он особо не верит во всю серьезность происходящего, что вполне свойственно самолюбивому человеку, который несколько лет не встречал отпора ни с каких сторон. Будучи убежден в том, что он уже схватил бога за бороду, Краснов решает, что даже в условиях работы новой власти, которая решительно настроена все упорядочить, он все равно будет «самый хитрый зверь во всем лесу». Вылилась такая хитрость в быстро обнаруженную фальсификацию голосования за нового секретаря горсовета. Именно после этой сессии поведение Краснова резко поменялось, и из «властелина» он превратился в «оппозиционера».
Против всех
Осознав, что новая власть в качестве «чоткого решальщика» всех вопросов, который сидит на бюджетном «кране», Краснова видеть не хочет, Загид Геннадиевич некоторое время метался от Тигипко к БЮТ. Метания эти были весьма отчаянными и кончились довольно быстро: «тигипковцы» в Киеве дали Краснову от ворот поворот, а под крылом у тети Юлии Тимошенко Краснов пока еще не обосновался. Зато довольно быстро вошел во вкус роли оппозиционера, стал критиковать городскую власть и – самое интересное – стал открещиваться от своей причастности к тому, чем занимался Днепропетровский горсовет под его, Краснова, чутким руководством последние четыре года. Даже на прямые вопросы в интервью на одном из местных городских телеканалов – готов ли он, Загид Краснов, взять на себя ответственность за работу горсовета и за то, в каком состоянии после этой работы находится сегодня Днепропетровск, Краснов ответил: «Нет».
При этом в его заявлениях горожанам появился любопытный рефрен – выберите меня мэром, и мы поднимем город вместе. Сейчас же Краснов, отстраненный от бюджетного денежного потока, поднять город не может – финансовый уровень, мол, не позволяет. При этом он почему-то не упоминает, что последние четыре года бюджет города был в полном его, Краснова, распоряжении. Почему-то тогда, будучи «при бюджете», Краснов город не поднял. Зато в собственности его бесконечных ООО и ЗАО оказались сотник гектаров городской земли, маршрутные такси, рекламные щиты и рестораны на Набережной.
Сейчас, делая сомнительного качества ремонты подъездов и устанавливая где ни попадя блеклые урны (при этом не наладив вывоз из этих урн мусора) за деньги, которые остались от его четырехлетнего пребывания в роли «директора горсовета», Краснов призывает дать ему в руки бразды правления Днепропетровском. Постойте, о каком доверии горожан может идти речь, если проверка Главного Днепропетровского областного управления по делам защиты прав потребителей обнаружила, что в ресторане, который принадлежит Краснову, регулярно обсчитывают и обвешивают покупателей, а жалобной книги там вовсе нет? Какой порядок в городе наведет человек, если такое творится в его собственном ресторане?
Так что заявления Краснова – не что иное, как желание снова контролировать бюджетный поток. Опыт такого контроля уже был. Чем это закончилось для города и горожан, все мы прекрасно видим.