ГлавнаяКультура

Закон о меценатстве поможет российским музеям, заявляют в Минкультуры

Принятие закона о меценатстве поможет созданию фондов целевого капитала, из которых можно будет черпать средства на развитие учреждений культуры.

В субботу Государственный Эрмитаж и председатель его Попечительского совета Владимир Потанин объявили о создании фонда целевого капитала (эндаумента): 5 миллионов долларов, вложенных туда главой "Интерроса", будут помещены в управление, а доходы, которые, предположительно, составят в среднем 10% в год, музей сможет тратить на свои нужды.

Потанин предпочел внести деньги от собственного имени, поскольку право на налоговые льготы при подобном вложении средств в России имеют только физические лица

"Всякое благое деяние должно экономически стимулироваться. Должен быть отдельный закон о меценатстве, где все должно быть в комплексе для компаний - и налоговые льготы, и пиар", - убежден Фомин.

По его словам, Минкультуры подготовило в связи с этим свои предложения, однако, как сообщили РИА Новости в думском комитете по культуре, отдельный закон о меценатстве пока не принят. Последний раз вопрос о нем поднимался в сентябре прошлого года на совместном заседании Госсовета и президентского Совета по культуре и искусству. Тогда глава государства обратился к министру культуры Александру Авдееву с предложением составить соответствующий законопроект.

"Все эти вещи требуют серьезной проработки: льготы действуют, но они не явные и не эффективные и находятся в разных законодательно-нормативных актах, которые в своем разнообразии иногда противоречат друг другу", - рассказал Фомин.

По его словам, "авторитет Эрмитажа и Потанина положит серьезное начало, чтобы на основе заключенных соглашений уже выстраивать нормативные акты".

Вместе с тем, отметил собеседник агентства, очевидно, что таких состоятельных людей, как Потанин, на все учреждения культуры не хватит, поэтому, чтобы привлечь средства бизнеса среднего уровня, налоговые послабления просто необходимы. Но и этого недостаточно

"Людей, если у них все это будет в рамках многочисленных распоряжений, указаний и инструкций, контролирующие органы могут затаскать из-за того, что они неправильно выполнили какой-то пунктик , и в итоге им придется оправдываться за свою благотворительность", - отметил представитель Минкультуры. Поэтому необходима "юридическая гарантия чистоты действий" мецената.

В настоящее время финансирование музеев складывается из бюджетных и внебюджетных средств: зарабатывать они могут на продаже билетов и сувениров, организации экскурсий, торговле лицензиями на воспроизведение экспонатов и сдаче помещений в аренду. Последний процесс контролирует Росимущество. Кроме того, под конкретные нужды - например, для организации выставок - можно просить помощи у спонсоров. Здесь, несомненно, музеи с мировой известностью сейчас находятся в привелегированном положении, а провинциальным коллекциям приходится гораздо труднее.

Фомин не уверен, что музейные эндаументы в России станут появляться повсеместно. "Сейчас сложно представить, как это будет развиваться. Вероятно, будет иметь место и такая форма, когда вкладывается некий капитал, а проценты с него идут на финансирование музея в целом и на целевое финансирование", - признался собеседник агентства.

Он полагает, что "крупный бизнес пойдет по пути эндаументов, поскольку там четко прослеживаются все законодательные, юридические и экономические аспекты взаимодействия между крупной экономической структурой и большим музеем". Вместе с тем, для "небольших фирм и музеев более рациональны разовые взносы, которые нужны под конкретное дело".

Фонд формирования целевого капитала с 2008 года действует и в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ). Его учредителем является Фонд ГМИИ, а действует он в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческой организации", вступившим в действие в январе 2007 года. В отчете музея за 2009 год говорится, что в Фонд поступило пожертвований на сумму 15 244 605 рублей. Потрачены они были, в частности, на выпуск каталогов к выставке "Уильям Тернер", проведение "Поэтических вечеров" и социальную поддержку сотрудников музея .

На первых порах Эрмитаж также предполагает тратить заработанные фондом проценты на текущие нужды - премирование сотрудников, реорганизацию экспозиции и так далее, однако Михаил Пиотровский надеется, что эндаумент будет расти и прибавляться, и спустя 10-15 лет, когда он заработает в полную силу, полученные средства гарантируют музею существенную автономию в расходах и позволят осуществлять достаточно серьезные и масштабные проекты.

В общемировой музейной практике подобная система финансирования уже глубоко укоренилась: эндаументы имеются у большинства крупных музеев.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram