Этим законом, в частности, существенно расширяются права Высшего Административного Суда Украины, а также Высшего совета юстиции. Институт Горшенина провел экспертный опрос о значении данного закона для судебной системы Украины и последствиях его принятия.
Директор Института Горшенина Кость Бондаренко отметил, что ситуация в украинском судопроизводстве сложилась таким образом, что иногда доходило до абсурда. «Многие вопросы, которые касались общегосударственной политики, политики на уровне Президента, Верховной Рады и так далее, могли быть опротестованы через любой районный суд. Сегодня ситуация изменилась, поскольку принят закон, который регулирует отношения внутри судебной ветви власти. Фактически, мы столкнулись с первым шагом на пути к целенаправленной и системной реформе судебной власти. Поэтому я думаю, что закон действительно своевременный. Он абсолютно в духе того тезиса, который в последнее время высказывается: демократия – это, в первую очередь, порядок», - сказал Кость Бондаренко.
Народный депутат Украины (БЮТ), один из авторов закона, Валерий Писаренко считает, что данный закон в первую очередь направлен на то, чтобы начать процесс борьбы с коррупцией, который в последние годы был, фактически, заблокирован в стране из-за того, что не работала система привлечения судей к ответственности. «Убраны те механизмы, которые, блокировали привлечение людей к ответственности. Например, Высший совет юстиции сегодня, даже если судья скрывается от того, чтобы попасть на заседание, может, после повторной неявки, рассматривать дело о привлечении к ответственности судьи при его отсутствии. На сегодняшний день Высший совет юстиции будет изымать для проверки не оригиналы дела, чем часто блокировалось его рассмотрение, а только копии. Кроме того, очень распространенными были случаи, когда решениями каких-то местных, отдаленных районных судов блокировалась деятельность парламента либо Президента. Сегодня это переведено в исключительную подсудность ВАСУ, где будет действовать палата, которая будет рассматривать споры по отношению к Президенту, парламенту и ВСЮ», - сказал Валерий Писаренко. По его мнению, благодаря подписанному Президентом закону, судебная система Украины сегодня получила тот механизм, который позволит очищать ее от коррумпированных судей.
Юрист Сергей Власенко отметил, что в результате принятия закона будет более эффективно осуществляться процедура привлечения судей к административной ответственности, в том числе, и путем принятия решения об их отставке или снятии с должности. «И здесь огромная роль Высшего совета юстиции. Полномочия ВСЮ по этому вопросу формально расширяются, поскольку единственным судебным органом, куда можно обжаловать решения ВСЮ, будет являться ВАСУ, решение которого будет окончательным. И здесь, конечно же, очень важно, чтоб ВСЮ не продолжал быть политическим органом. Потому что, на сегодняшний день, мой анализ состава Высшего совета юстиции говорит о том, что в нем находится абсолютно четкое, подавляющее большинство людей, которые в своей работе ориентируются на позицию Президента. И, соответственно, они получают механизм, при котором, образно говоря, в течение трех недель можно любого судью в Украине лишить должности», - сказал Сергей Власенко.
Председатель Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко в первую очередь обратил внимание на изъяны судебной системы Украины. «Разве нынешний порядок рассмотрения и результаты рассмотрения дел устраивают общество? 90% граждан Украины не доверяют судебной системе. Платят сегодня не только за незаконные, а и за законные решения. Мы столкнулись с тем, что процедура защиты нарушенных прав граждан со стороны государства чрезвычайно сложная. Фактически от точки, когда возникла проблема до точки разрешения проходят годы», - сказал он. По мнению Владимира Колесниченко, следующим шагом должно стать создание механизмов отмены решений ВАСУ, в исключительных случаях. «Мы должны создать такой механизм, что ошибка, допущенная коллегией, судебной палатой ВАСУ должна быть устранена. Произнося А нужно произносить Б. Надо предоставить возможность, по исключительным обстоятельствам, изменять решение ВАСУ или отменять его. Потому что может быть, теоретически, допущена ошибка», - считает он. Также, по мнению эксперта, необходимо со всей ответственностью подойти к формированию состава судей ВАСУ. «Сформировать в Высшем административном суде самых авторитетных, самых достойных, самых уважаемых людей. Естественно, должен быть и публичный контроль», - сказал Владимир Колесниченко и добавил: «Главное, чтобы мы не забыли, что мы хотим: мы хотим, чтобы власть действовала в рамках закона и граждане понимали, что будет только по закону».
Народный депутат Украины (ПР), Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия Сергей Кивалов отметил, что принятие таких законопроектов – это первоочередные меры, которых уже будет достаточно, чтобы в самое ближайшее время работа украинских судов заметно улучшилась. «Можно предвидеть, что наши оппоненты вновь прибегнут к обструкции, настаивая на «глубоком», «всестороннем» и так далее обсуждении всех положений реформы. Но ведь такое обсуждение велось на различных уровнях несколько лет. Исписаны горы бумаги, выданы многочисленные рекомендации. К сожалению, в Украине давно образовался «кружок» из руководителей судебной системы, связывающий свое личное будущее и благополучие с ныне действующим законодательством: устаревшим, изобилующим пробелами и часто способствующим коррупции», - сказал Сергей Кивалов.
Исследования Института Горшенина показывают, что украинцы считают суды наиболее коррумпированными органами власти. Большинство граждан Украины (61,9%) уверены, что решение суда можно купить за деньги, а 42,1% считают, что добиться правды в суде можно, только купив решение суда.