ГлавнаяПолитика

Третья сила: подоить божью коровку

Если герой «Кавказкой пленницы» путал личное счастье с государственным, то новая власть упорно путает политические конфликты с бизнесовыми. «Непонятки», возникшие у Григоришина с Ахметовым и Клюевым одновременно, «наружу» «прорываются» в виде размывания акций коммунистов в правящей коалиции. Размывания, между прочим, угрожающего воплощению светлой мечты Виктора Федоровича о собственном конституционном большинстве. Учитывая, что следующая после КПУ и Григоришина жертва – Литвин и Хмельницкий, «Справедливость и реформы» рискует повторить печальную участь Коалиции национального единства, где понятие «226» было, как известно, весьма относительным

Третья сила: подоить божью коровку
Фото: pravda.com.ua

Линии разлома в коалиции наметились буквально с первых дней. Критика урезания социальных программ (объявленного Тигипко) Петром Симоненко была воспринята не иначе как проявление недовольства коммунистов тем, что перепало им не так много портфелей, как хотелось бы. Тем более – на фоне Литвина, отхватившего при несравненно меньшем «вкладе» в коалицию куда больше должностей. Причем должностей самых хлебных – сулящих прибыль не в далекой перспективе, а здесь и сейчас. «Знатокам» нет нужды объяснять: железная дорога, Минприроды куда выгоднее Минэкономики. У Литвина, шутят в КМУ, во власти даже божьи коровки доятся.

Все последующие публичные «фэ» представителей КПУ трактовались аналогично. В том числе – намеки на их неготовность поддерживать бюджет правительства Азарова.

На самом деле, вовсе не кадровый голод – глубинная причина возмущения «ленинцев». Глубинная причина – бизнес-конфликт их «донора» Григоришина с новой властью. Конфликтовать он умудряется буквально по всем фронтам.

С Клюевым – за «Турбоатом», над центральной проходной которого, будто в насмешку над г-ном Григоришиным, висит красноречивый плакат: «“Турбоатом” – территория, свободная от рейдеров».

С Ахметовым – за тарифы на железнодорожные перевозки. Суть в том, что Григоришин не чужд ряду структур (в том числе, «Укречфлоту»), занимающихся речными перевозками экспортной продукции непосредственно к портам. Львиная доля продукции, уходящая на экспорт по воде, – производства предприятий Ахметова. К портам ее подвозят, в основном, по железной дороге. Следовательно, Григоришину через своего (формально – коммунистов) посланника в Минэкономики, Цушко, желательно добиться поднятия ж/д-тарифов так, чтоб «подвозку» к портам выгоднее было осуществлять не по суше. Чем он сейчас и занимается.

Фото: terrikon.dn.ua

Гражданин РФ, уроженец Запорожья Константин Григоришин – фигура вообще достаточно колоритная. И не слишком фартовая. Широкой общественности он стал известен в 2002-м, когда после ужина в ресторане «Эгоист» его уложили лицом вниз прямо перед порогом элитного общепита, обнаружив в кармане кокаин и пистолет. Навоевавшись при «кучмизме» с чуками-геками из СДПУ(о) (организовавшими, как он утверждал, наезд) за облэнерго, Константин Иванович охотно поддержал революцию, «пожертвовав» на нее ни много ни мало $12 млн. Правда, приватизировать «Турбоатом» ему это не помогло. Ни 2005-ый, ни 2006-ой, ни 2007-ой, ни 2008-ой, ни 2009-ый не стал для него «годом откатов». Получить сатисфакцию он пытается при новой власти. Пока, правда, не слишком успешно. Учитывая, что власть эта не удосужилась удовлетворить в полной мере аппетиты Ахметова, Коломойского (активно помогавшего ПР после «развода» с Тимошенко из-за ОПЗ) и Пинчука, о Григоришине, очевидно, она побеспокоится в последнюю очередь. Соответственно, власть не находит ничего лучше, чем «размывать» акции коммунистов, доукомплектовывая коалицию «тушками» так, чтобы минимально зависеть от голосов симоненковцев.

«Тушки» добирают «по старинке». То есть поштучно. Так, Владислав Каськив, известный в узких кругах своей деятельностью не столько на посту советника премьера Тимошенко по вопросам привлечения иностранных инвестиций, сколько – бармена в одном из популярных ночных клубов столицы, на неделе имел удовольствие отобедать в компании одного из вице-премьеров. «О чем обедали», догадаться несложно. Кстати, коктейли, приготовляемые Каськивым, весьма недурны. Это вам с удовольствием подтвердят Сергей Левочкин с Иваном Фурсиным, регулярно захаживающие в этот самый клуб (как правило, уже «в кондиции» – «Левый берег»).

Поглощенные сим увлекательным занятием, «регионалы» практически не замечают другой – куда более реальной угрозы коалиции. Конкретно – набирающего самостоятельную силу Литвина. Интерес которого – пожизненное спикерство. И максимально возможная отсрочка не только парламентских (перспектива внепланового проведения которых с каждым днем все призрачнее), но и местных выборов.

Фото: dp.ric.ua

Во-первых, на президентских Владимир Михайлович получил результат не столь оптимистичный, чтоб гореть желанием перепроверить его на местных.

Во-вторых, местные грозят формализовать силу его конкурентов – «группы в полосатых купальниках» имени Яценюка, да Сергея Тигипко, который, вопреки данному «донам» «честному комсомольскому», от затеи собственного партстроительства отрекаться и не думал.

В-третьих, чем позже местные, тем меньше ситуативного рейтинга останется за Арсением Петровичем и Сергеем Леонидовичем.

Перенос региональных элекций на будущую весну выгоден, кроме Литвина, еще и БЮТ. И категорически невыгоден ПР. Почему «доны» отменили конституционную дату 30 мая – понять несложно. В суете окончания процессов президентской кампании, кадровой эпопеи (с силовиками включительно) им было вовсе не до формирования избиркомов. Почему «охладели» к осенним датам (31 октября или 7 ноября), понять куда сложнее.

К осени ПР еще не успеет растерять победный рейтинг, знамя лично Януковича еще не выцветет, новоназначенные губернаторы уже успеют «освоиться» на подконтрольных территориях, вертикаль будет отстроена, а силовики назначены. Админресурс – какой ни есть, будет целиком и полностью работать на них. (Миф о том, что админресурс – инструмент прошлого, всего лишь миф. Он всегда есть там, где существуют чиновники, мало-мальски зависящие от Киева.) Будет работать до тех пор, пока ПР именуется «партией власти».

В «исторически» враждебных им областях осенью «доны» тоже вполне могут рассчитывать на незначительную сатисфакцию. Недаром же всем без исключения губернаторам (собственно, это было условием их трудоустройства) поставлена задача организовать в «своих» облсоветах «бело-голубое» большинство. Затем – в городских и местных (даже если мэр – представитель противоположного лагеря).

Тогда как БЮТ провести масштабную партийную «зачистку» к осени физически не успеет. «Отщепенцев» просто некем заменить – адекватных кадров на местах не столь много, как представляется из Киева. То бишь БЮТ не сможет в полной мере восстановить утраченные позиции. Да и поводов критиковать действующую власть накопится не так много. Притом, что критиковать эффективнее не словом – делом. Достаточно вспомнить азы оппозиционной деятельности, а именно – депутатам от БЮТ на местах полноценно реализовывать свой депутатский статус. Проводить встречи с людьми не только перед выборами, выбивать в госбюджете средства на починку крыш и подъездов в своем округе, рассылать депутатские запросы и т.д. Зарабатывая, таким образом, авторитет не столько политсиле, сколько самим себе. Что представляется крайне полезным в свете почти неизбежного реформирования избирательной системы – с креном в мажоритарку (либо полную, либо частичную – смешанную систему).

А вот критиковать власть после зимы – милое дело. Во-первых, не известно, как зима пройдет – что ожидает ЖКХ, какими окажутся газовые контракты, какими – тарифы, случится ли в стране очередной Алчевск и т.д. Во-вторых, через год правления к Януковичу энд Ко наверняка найдется за что придраться. Придираться наверняка станут еще и новоиспеченные оппозиционеры – сегодняшние власть имущие. Первые две фамилии можно назвать безошибочно: Тигипко и Бродский (куда ж без него!)

Впрочем, местные выборы, когда бы они ни проводились, – ярмарка потенциальных конкурентов из числа представителей местных элит. В целесообразности взращивания которых в ПР очень сомневаются. «Честолюбивые дублеры» никому не нужны. Даже если они – члены и/или сателлиты родной партии власти. О выполнении собственных предвыборных лозунгов вроде «вся власть – регионам» в ПР при этом, понятно, пекутся меньше всего. Что вскоре будет наглядно продемонстрировано статьями азаровского бюджета. Который не дарует казне каждого отдельно взятого региона большую независимость не потому, разумеется, что не хочет, а потому, что не может – время, понимаете ли, кризисное. (Как тут не вспомнить сказку о придании русскому языку статуса второго государственного, чего невозможно добиться по причине банальной – отсутствия в Раде трех сотен голосов.)

В отличие от «донов», Литвин – мастер многоходовок и аппаратных разводок – это понимает. Потому и тянет время себе во благо, как может. В ПР это тоже потихоньку начинают осознавать. И противодействуют ему весьма иезуитским способом. Учитывая, что Хмельницкий для Литвина – то же, что Григоришин для Симоненко, «взяться» перво-наперво решили за него. И прочих бизнесменов в окружении Владимира Михайловича. Силами ГПУ, разумеется. На днях на Резницкую, а конкретно – куратору следственного Главка Щеткину, поступило соответствующее негласное распоряжение.

Ведь «дело Гонгадзе» на Литвина (особенно после того, как он безболезненно пережил появление Пукача) уже «не действует». Его «развитие» Литвин – совершенно непонятным образом – держит под неусыпным контролем.

Доводить ситуацию до открытой конфронтации небезопасно. Спикер Литвин способен организовать такую «разводку по углам» Януковича с Азаровым – мало не покажется. В случае же смещения Владимира Михайловича с должности – простым большинством голосов – «доны» гарантированно получат действительно мощного оппонента. Не бутафорскую оппозицию – именно парламентского оппонента.

И логично лишатся перспектив заветного «конституционного большинства». Отдаляющегося от них по мере того, как отдаляются от коалиции коммунисты и литвиновцы – для восполнения голосов их фракций никаких «тушек» не хватит. Если смерть Кощея – в яйце, то смерть любой коалиции – в ее «третьих силах»: маленьких, но гордых фракциях. «Справедливость и реформы», таким образом, как было сказано, рискует превратиться в Коалицию национального единства. Почему – смотрите выше.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram