«Мы живем фантомами и идолами. Это идолократия! Если мы будем собирать новое мышление из старых представлений, тогда с точностью копии повторим все структуры тоталитарной системы, и слепые вновь поведут зрячих, сгорбленных в знак всеобщего и полного повиновения. Необходимо, чтобы кто-то каждый день говорил своему народу: “Захотел вождя? Осторожно. Знай, что это рабство”».
Мераб Мамардашвили
Читавшие Рембрандта «заценят» анекдот. Беседует пара донецких интеллектуалов: «На «Лебединое озеро» пойдешь?» – «У меня плавок нет».
С приходом новой власти информационное поле страны медленно, но верно «входит в кондицию», аналогичную той, когда по всем центральным каналам «крутят» «Лебединое озеро». «Бегущая строка» по ТВ – главная новость дня: «Азаров заявил, что его правительство будет работать на выполнение программы Януковича “Украина для людей”». Основной сюжет: «ходоки у Ленина» – тот же Азаров, Медведько, Яценюк, прости Господи, за приставным столиком напротив Януковича. По примеру «картинки», с которой начинаются все российские информвыпуски: «ходоки» у Путина, затем – у Медведева (именно в такой последовательности все десять лет).
Однако у каждого озера есть дно. На нем – ил. В нашем случае – кадровый. Не заметный обывателю, но будоражащий умы обитателей «подводного мира».
Ил оппозиционный
Схватка за первенство в оппозиции (спрогнозированная «Левым берегом» еще в позапрошлом номере) набирает обороты. Неизбежно превращаясь в драку лысых за расческу. Ибо полномочия того же «Теневого правительства» – учрежденного, между прочим, законом «О регламенте ВР», равны абсолютному нулю. Тимошенко бьется за сей орган по двум причинам:
а) надеясь объединить посредством раздачи «должностей» в «недоКМУ» всех меньшевиков, основная ценность которых – их карточки для волеизъявления;
б) лелея надежду побороться за передел комитетов ВР в пользу бедных. Оппозиции то есть. В лице БЮТ и сопричастных.
На самом деле реальных механизмов влияния на происходящее в стране «меньшевики» не имеют. Тем более при режиме Януковича.
У Яценюка, проявляющего гиперактивность, расчет иной:
Фото: novynar.com.ua
а) «консолидация оппозиции», как выражается Арсений Петрович, вокруг новой политической силы. Имени Арсения Петровича, разумеется. Этакая запоздалая попытка не до выборов, а после сформировать собственную команду;
б) на внесение изменений в упоминавшийся Регламент – так, чтобы оппозиции могли «плодиться и множиться». Выгодно сие, прежде всего, ПР – кровно заинтересованной в «размывании» протестных акций Тимошенко. Сомнений в том, что новоиспеченное большинство подобные изменения способно провести, не возникает.
Тигипко, в свою очередь, охотно согласился на роль «придворной оппозиции» в КМУ. Пообещав «не быть сладким членом» (правительства, само собой – «Левый берег».) Донецкие мотивируют: «прикармливание» Тигипко – шанс «умножить на ноль» его нынешний электоральный потенциал. Потенциал хоть и не закрепленный, но продолжающий инерционно работать на него даже после кампании. В частности, в Харькове. Где, по рассказам источников, небезызвестный Александр Фельдман, расчувствовавшись после беседы с ЮВТ, проинформировавшей его о намерении сделать ставку на Авакова, всерьез призадумался о выборе для себя новой «путеводной звезды»… в лице Тигипко или (только не смейтесь) Левочкина.
Разыгрывая «комбинацию с Тигипко», «доны» не учли одного – его вполне реальных шансов превратиться во «второго Ющенко». Который сначала тоже трусил – норовя посоветоваться с «папой», а то и сделать ему пасс (как в случае с «письмом трех», окрестившим оппозиционеров «фашистами»). Однако именно на Викторе Андреевиче в результате сошлись все векторы интересов – внешние и внутренние.
Впрочем, «кислым членом» у вице-премьера быть пока не получается. Намедни собрав на совещание банкиров, Сергей Леонидович строго-настрого наказал им не кредитовать «добровольно» целевые госпрограммы без его, Тигипко, ведома. И страшно расстроился известием о том, что за день до этого на одну из таких программ 120 млн. грн уже выделили. Выделили «по звонку» Клюева, заверившего: с Тигипко, конечно же, все согласовано.
Фото: Андрей Скакодуб
Только никто почему-то не говорит о том, что новая власть начала с нивелирования прежде существовавших в государстве правовых принципов (в установлении которых в свое время принимала участие). Принципов, закрепленных законодательно. Неудивительно: у Виктора Федоровича по старой памяти срабатывает асоциальная установка. Суть ее, оперируя терминологией силовиков, именно в отрицании права как такового. Какое право?! Я – хозяин! «Порядок надо наводить в прямом и переносном смысле», – как емко выразился гарант во время первого московского визита.
«Прогрессию» асоциальной установки спрогнозировать легко – полнейшее разрушение правовых основ государственности. Включительно с правом на свободу слова, неприкосновенность частной собственности, жизнь, в конце концов.
Кто может сему препятствовать? Во-первых, оппозиция. Собственно, в этом ее главная функция – «надзор» за действиями власти. Но оппозиции в стране, как мы выяснили, пока что нет. По крайней мере, власть со своей стороны делает все, чтобы задавить оную в зародыше. Ее же собственными, конкретно – Тигипко и Яценюка, руками. Во-вторых, это, конечно, гражданское общество. С которым в Украине проблемы похлеще, чем с оппозицией.
Тут кстати вспоминаются слова философа Мамардашвили (во всем правительстве известные разве что Толстоухову, который философию изучает давно и не поверхностно. Остальные его коллеги вряд ли даже фамилию эту правильно напишут): если человек сам не будет бороться за свои права – не словом, как говорят, делом, – демократия как таковая сведется к пустой болтовне – к рассуждениям о несуществующем (дословно: «демократия предполагает равенство исходных усилий»).
На контрасте с Мамардашвили – уже публично прозвучавшие «януковичеугодные» предложения об учреждении «Дня работника пенитенциарной системы». Также фраза самого Виктора Федоровича, невзначай брошенная на совещании с силовиками: «Хотел вам, как говорят, анекдот один рассказать (о милиционерах – «Левый берег»). Но, э-э-э-э… (Пауза.) Лучше не буду».
Ил властный
В окружении нового президента происходят не менее любопытные вещи. Особо стоит отметить стремительное, ничем, на первый взгляд, не обусловленное усиление группы Клюева. Проявляется оно, главным образом, в динамике кадровых назначений. Особенно – в регионах (Одессе, Днепропетровск, Кировограде, Запорожье), когда прежде согласованные кандидатуры «утилизируются» буквально за один день. Чем и объясняется задержка массовой ротации губернаторов.
В Киеве дела у Андрея Петровича идут менее успешно. Так, Юрию Бойко, вопреки проискам Клюева, удалось-таки «протащить» своего человека в НАК. Правда, при этом ему пришлось пожертвовать квотой губернатора одного из ключевых регионов (которая, как был убежден Бойко, у него практически «в кармане»).
Ну, а ежели присмотреться повнимательнее, «возвышение» Андрея Петровича вполне закономерно.
Фото: revisor.od.ua
Первая причина – выгодность «возвышения» лично Януковичу. Не изменяющему старому правилу «разделяй и властвуй». «Возвышения» в противовес Левочкину, Колесникову, Азарову – создание альтернативного центра влияния.
Последнее – особо актуально в свете наличия у Николая Яновича «связующего звена» со спикером Литвином. Звена «в лице» Петра Порошенко. С которым оба давно, близко и небескорыстно знакомы. Что логично порождает подозрения в пролонгации их политической кооперации.
Вторая причина – статус-кво Андрея Петровича как «главного коммутатора» с БЮТ. Еще – ответственного (в ПР, разумеется) за работу «сателлитарных проектов» вроде Союза левых сил и политсилы Яценюка.
Вместо эпилога
- В 2010-м актуальность приобрел еще один анекдот конца 2002-го: проходит гражданин собеседование при трудоустройстве в КМУ. «Скажите, вы в Донецке родились?» – «Нет.» – «Может, у вас жена оттуда?» – «Нет.» – «Учились там?» – «Нет.» – «Чего тогда пришли?!» – «Живу в Киеве на улице Донецкой!».
«Место рождения: Донецк. Карьеру начинал в Макеевке», – неизменная строка в биографиях практически всех ключевых «назначенцев» последнего времени. Вплоть до сержанта патрульно-постовой службы.
Исключение составляет разве что уволенная «не по понятиям» Александра Кужель. «Не по понятиям», ибо является уроженкой Константиновки Донецкой области.
- Оппозиция неуклюже отбивает «атаку клонов». Главный «антиюллер» – Яценюк.
– Температура в банке с победителями тем временем неуклонно повышается. Именно в ней зарождается новая оппозиция: в день назначения Тигипко в Кабмин возник – независимо от воли Сергея Леонидовича – проект «Ющенко-2» (чем закончился "Ющенко-1" – известно);
– Оставленное оппозицией на произвол судьбы гражданское общество проходит тест на терпимость к правовому нигилизму новой власти. Заодно – на знание Мамардашвили. Если уровень толерантности к нигилизму окажется высоким, скоро он трансформируется в беспредел. Под финальные аккорды «Лебединого озера».