О досрочных выборах в Верховную Раду 30 мая говорят как об одном из вероятных вариантов развития политической ситуации в стране после выборов. Практически у всех участников президентской гонки из первой пятерки на это есть свой резон.
Для Тигипко и Яценюка это шанс немедленно конвертировать результаты президентских выборов в депутатские мандаты. Для Ющенко – возможность получить пост главы фракции и остаться в большой политике.
У Тимошенко и Януковича мотивы будут зависеть от итогов второго тура. Для Януковича-президента досрочные выборы могут быть шансом избавиться от нынешнего правительства. Если же президентом станет Тимошенко, ее устроит и нынешний состав ВР, где найдется немало желающих присоединиться к победительнице.
Так что если решение о роспуске будет достигнуто и одновременно с выборами в местные советы будут назначены досрочные выборы в Раду, то ждать указа нового президента следует не позже 6 апреля 2010 года.
Согласно Конституции, внеочередные выборы в Раду назначаются президентом и проводятся в период 60 дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий парламента. То есть 1 апреля.
Но есть зацепка – выборы нельзя проводить в срок более 60-ти дней. Зато можно провести чуть быстрее.
Например, в 2007 году первый указ о роспуске Рады, датированный 2 апреля, назначал голосование на 27 мая. То есть через 56 дней. Мотивировали это тем, что 60-дневный срок заканчивается посреди рабочей недели, а голосовать можно только в воскресенье (ссылка на статью Конституции, где говорится, что выборы проводятся «в останню неділю»).
Таким образом, распустить Раду можно за 54 дня до необходимой даты. А именно – 6 апреля. Только в таком случае последним воскресеньем все еще будет 30 мая.
Избранный глава государства, который, если не произойдет ничего непредвиденного, определится 7 февраля, получит ровно два месяца на переговоры и поиск оснований для роспуска.
Ничто, конечно же, не мешает распустить Раду в другое время. Летом, например. Только тогда кому-то придется набраться смелости и пояснить гражданам, почему вместо «выхода из кризиса» проводятся третьи выборы за год. Кому-то, кто не побоится вызвать волну недовольства и рискнуть «процентами», придется придумать какую-нибудь более важную причину, чем просто реализация договоренностей, достигнутых между кандидатами перед вторым туром.