"Большинство людей в окружении Ющенко не верили, что придут к власти"
Окружение – понятие растяжимое. Конкретизируйте персоналии.
Обойдемся без фамилий. Тем более, я называл их на допросах в ГПУ, следовательно, сейчас озвучивать не могу.
Допустим, потерпевшая сторона не доверяла украинским органам, но зачем было противиться расследованию австрийцев? Известно: согласно законодательству Австрии, в случае подозрения на попытку отравления пациента, врач обязан уведомить об этом полицию. Та – провести соответствующие проверки. Мы, со своей стороны, сразу же обратились в министерство юстиции Австрии с просьбой о предоставлении правовой помощи. Если бы тогда там была проведена полноценная судебно-медицинская экспертиза, ее результаты вполне могли бы использоваться в Украине. Но экспертиза не проводилась. А те первичные материалы, фигурировавшие в деле, нам – мне, моим замам, удалось получить только благодаря личным контактам с австрийскими коллегами.
Простой пример: мы обращаемся с официальной просьбой предоставить первичные материалы медицинского дела из известной австрийской клиники. Сторона потерпевшего содействовать этому наотрез отказывается. Тогда австрийские коллеги – по нашей просьбе, обращаются в суд. Суд, конечно, принимает решение о выдаче им материалов. Представители кандидата Ющенко тут же оспаривают это решение в апелляции. То есть – блокируют «выход» даже первичных медицинских материалов, так необходимых для расследования открытого уголовного дела. Как, спрашивается, работать в таких условиях?
Преодолели сопротивление?
Да. Выиграв суды в двух инстанциях, австрийские коллеги получили таки то, что было необходимо нам и затем – передали таки нам, первичные медицинские материалы, на основании которых потом проводилась первая комиссионная экспертиза.
Вы знали, что в тот период Зварич возил кровь Ющенко в США?
Нет. Узнал об этом куда позже – из СМИ.
Зварич подтвердил: беседа «Романа» и «Марты», ставшая сейчас достоянием общественности, действительно имела место. Понятно, в 2004-м прослушивали не только его. Неужели глава СБУ об этом не знал?
В 21-м веке препятствовать «прослушке» куда сложнее, чем в 20-м. Мощные технические комплексы, позволяющие прослушивать все и вся, стоят даже не сотни тысяч долларов – десятки.
Не говоря о том, что знать и противодействовать – две большие разницы. Мы по максимуму использовали полномочия, данные нам законом, но превышать их, конечно, не могли. Так, лично я дважды писал в ВР письмо, информируя: депутаты сами способствуют тому, чтоб с их телефонов «снимали» информацию данные прямо в сессионном зале. Мы открыто предостерегали об этом народных депутатов, но большего сделать тогда не могли…
...Еще пару слов о расследовании отравления. Поскольку материалы, необходимые для полноценного разбирательства, отсутствовали, исходили, кстати, из трех позиций. Первая: мы верим кандидату в президенты Ющенко. Верим тому, что его пытались отравить. Кто, как, чем, когда – надлежало выяснить. Вторая – поиск ответа на вопрос: кому отравление Ющенко могло быть выгодно? Третье – поиск тех, кто располагал технической возможностью реализации подобного. На отработку этих трех позиций и были брошены все силы.
Возможно повторюсь: в публичной плоскости регулярно появлялись комментарии: СБУ, де, специально запутывает следы, «работает» «по заказу» «преступной власти» и т.д. Поэтому я лично позвонил Генеральному прокурору – попросил забрать дело из нашего ведения, чтоб прекратить все подобные инсинуации.
Главных версий тоже было три. Фигуранты одной из них позже попались и были даже осуждены за попытку подорвать штаб Ющенко на Боричевом Току.
Задержаны были только два непосредственных исполнителя готовившегося взрыва предвыборного штаба Ющенко .
Указавшие, на допросах, на заказчика операции. В Москве, на частной квартире, он вручил им деньги – оплату за «труд». Имя его назвать можете?
Нет. Вы же понимаете: я не могу рассказывать журналистам все, что знаю. Мои знания были получены мною на службе государству, следовательно и есть его собственностью...
По Боричевому Току мы успели провести все следственные действия еще до инаугурации нового Президента. Установили, в частности: задержанные нами исполнители имели поддельные паспорта, приехали со стороны Прибалтики – на ворованном авто. Дело о заказчике взрыва и подготовке самого теракта было единым. Не у нас, очевидно, стоит спрашивать, почему после «оранжевой революции» производство единого уголовного дела разделили на две части. Причем вторую часть «перекрасили» на простую контрабанду взрывчатки, по которой и осудили задержанных.
Относительно заказчика, дело, говорят, есть, но решения по нему, до сих пор – нет. Что касается тех двух исполнителей, то они на себе познали чудеса нашего гуманного правосудия: один был освобожден прямо в зале суда, второй подал апелляцию в Верховный суд, ее там, в рекордные сроки, рассмотрели и, едва выйдя на свободу, он тут же также уехал из страны.
Хорошо, спрошу иначе. Если вы искали, кому выгодно отравление…
Тогдашней власти убийство Ющенко точно не было выгодно. После кассетного скандала, кольчужного, убийства Гонгадзе – тем более. Образ власти в целом и Президента в частности и без того был слишком демонизирован.
Все-таки насчет того, кому выгодно.
Мое личное мнение: большинство людей в окружении Ющенко никогда не верили, что придут к власти. Не верили в победу собственного кандидата. Не верили, что власть им так легко передадут. Но ставки были слишком высоки – игра не на жизнь, а на смерть. Потому они готовы были абсолютно на все – хоть на носилках внести во власть своего кандидата, лишь бы внести…
Анализируем дальше. Убийство демократического кандидата спровоцировало бы в стране хаос, нестабильность. Понимали ли это гипотетические заказчики истории с отравлением? Конечно, понимали. А чем была попытка взорвать штаб на Боричевом?
Отравление и взрыв штаба – звенья одной цепи?
Мы рассматривали, в том числе, и такую версию. Согласитесь, она вполне логична…
Все затеяли соратники Виктора Андреевича, стремясь попасть во власть любой ценой? Даже ценой жизни и здоровья Ющенко.
Это вы сказали – не я. Я скажу, что если б в СБУ осталась старая команда и если б она по-прежнему занималась раскрытием дела об отравлении, истина установлена была бы очень быстро. Через пару месяцев после выборов, думаю.
«Официального письма, обращения с просьбой о предоставлении охраны кандидату СБУ не получала»
Его вообще раскроют когда-нибудь? После 2010-го, допустим…
Пока не будут даны исчерпывающие ответы по делу об отравлении, по убийству Гонгадзе, другим резонансным фактам, репутации правового европейского государства Украине не видать.
Верно ли, что угроза дестабилизации исходила, в том числе, извне?
Считаю, в дестабилизации были заинтересованы отдельные представители окружения Ющенко, в том числе – имеющие многочисленные связи за пределами страны. Это, пожалуй, наиболее точная и корректная формулировка.
Какова реальная роль Бориса Березовского в кампании 2004-го года?
Борис Абрамович дал столько тематических интервью, что вопрос, по-моему, уже исчерпан. Березовский заявлял, в частности: вложил в украинскую демократию столько-то миллионов долларов.
Пятьдесят.
Допустим. Но Вам лучше поинтересоваться, почему наши органы до сих пор не дали этому соответствующую оценку, ведь финансовая поддержка кандидатов в президенты гражданам иностранных государств запрещена законом.
Фото: www.glomu.ru
Потому же, почему вы не хотите называть фамилии; не желаете разграничивать влияние Жвании, Чумаченко, Порошенко, Третьякова и т.д. Если этого не сделать – нет гарантии, что подобное не повторится на этих выборах, а то еще и на следующих. Насколько, кстати, велика, по-вашему, подобная вероятность?
Это лучше у действующего главы СБУ поинтересоваться – об истинном положении дел должен знать только он. Со стороны я вижу катастрофическое падение эффективности правоохранителей. Какое бы-то ни было взаимодействие спецслужб, координация их деятельности, отсутствует, по – моему, напрочь.
Какой была первая реакция Кучмы на весть о случившемся с Ющенко?
Шок. Все видели его лицо.
А вы когда о произошедшем узнали?
Когда он первый раз полетел в Вену. До этой поездки не было абсолютно никакой информации, которая предвещала бы подобное развитие событий.
В «первую Вену» лицо еще не было сильно обезображено.
Да. Во время ужина на даче у моего зама была нормальная встреча, спокойная беседа… Тем более, с Сацюком Ющенко связывала давняя история отношений.
Еще по банку «Украина».
В том числе. Ну, а я видел Виктора Андреевича второй раз в жизни.
О чем же вы тогда говорили два часа в доме?
Этого я сказать, конечно, не могу. Отвечу словами Столыпина: вам нужны великие потрясения, мне – великая страна. Есть вещи, говорить о которых нельзя даже через пять лет.
Фото: www.segodnya.ua
Правда ли, что, по ходу ужина, кандидату Ющенко передавался чемодан с деньгами – на кампанию?
Нет, неправда. …
В беседе с ВСК ВР Жвания рассказывал: вы поднимали тосты за Ющенко, как за будущего Президента. Мол, уже тогда предали Кучму.
Бред. Не было никаких тостов. В тот вечер, кстати, мы со Жванией вообще впервые встретились.
Зачем руководству спецслужбы вообще было встречаться с оппозиционным кандидатом в президенты? Цель какая?
Цель – профилактика, если можно так выразиться. Задача спецслужб – действовать на упреждение, а не ликвидировать последствия. Каждый зампред и основные руководители ведущих департаментов СБУ контактировали тогда с теми или иными руководителями избирательных штабов обеих кандидатов, общались с ним, его командой. Нам важно было понимать, что проявлений какого-либо экстремизма с их стороны не будет, что мир и спокойствие страны под угрозу не поставят. Ну, а им продемонстрировать: СБУ – нейтральный, самостоятельный, абсолютно аполитичный игрок, единственная задача которого – гарантировать стране и ее гражданам безопасность. Задачи «внедриться» в окружение кого-то из кандидатов, что-то там разузнать или подстроить перед нами не стояло.
Так что ничего экстраординарного в той встрече не было. Приблизительно в то же время я ужинал также с Януковичем…
Где?
На его государственной даче.
В Межигорье?
Да. Кажется, да.
Что обсуждали?
Ситуацию в стране в целом, роль СБУ.
Кучма знал об этом так же, как знал о встрече с Ющенко?
Знал, конечно. Я предупредил Виктора Федоровича о том, что Леониду Даниловичу о нашей встрече известно. Впрочем, он и так это понимал.
Янукович был провластным кандидатом. Зачем ему было с вами встречаться, если его кампанию курировала Банковая?
Янукович был самостоятельным претендентом, у него был свой штаб, своя стратегия. Поскольку его провозгласили «провластным» кандидатом, возможно, он надеялся на более интенсивную поддержку Леонида Даниловича. В том числе – в публичной плоскости. Ведь силовики-то подчинялись Президенту – не Премьеру.
Фото: www.zakyiv.com
Что сыграло ключевую, для Януковича – роковую роль, на совещании десяти губернаторов бело-голубых областей у Кучмы в Конча-Заспе – сразу, после объявления ЦИК победы Виктора Федоровича. Именно тогда просил Кучму применить силу, верно?
У Премьера были вполне резонные основания для беспокойства. Все админздания заблокированы. И не факт, что блокада не перерастет в штурм. Финансовая система страны, в том числе из-за этого, парализована. Закон, в подобных случаях, позволяет особые меры.
Силовики действительно подчинялись главе государства – не правительства. Но, к тому моменту, ЦИК уже провозгласил Президентом Януковича…
Кучма стоял на недопустимости применения силы – заявил об этом открыто. Вспомните только вечер 28 ноября, после последнего заседания РНБО при Кучме. Мне поручено было выступить по телевидению. Власть заявила, что сила для урегулирования политического кризиса не будет применена. А Ющенко выступил сразу после этого на Майдане и сказал: власть попытается разогнать демонстрантов силой. Выступила Тимошенко – призвала «усилить» охрану админзданий. На Кабмин , на Банковую двинулись новые тысячные колонны людей. Правда, лидеры оппозиции реальную угрозу для доверчивых людей, что двинулись на вооруженную охрану госучреждений, тогда не разделили. Во главе тех колонн они не пошли. Юлия Владимировна поехала к Галаке, Ющенко - к Кучме.
Все-таки формальный повод для встречи с Ющенко у вас был – просьба команды кандидата, официально выделить ему охрану на предвыборный период. Еще весной 2004-го они это решили. Соответствующее письмо Ульянченко, кажется, писала.
Никакого официального письма, никакого обращения с просьбой о предоставлении охраны кандидату СБУ не получала. Это я вам официально – как бывший глава ведомства, заявляю.
Это – новость! У Ющенко всегда утверждали ровно обратное.
Было б официальное обращение – была б специальная охрана от СБУ.
Вы ведь встречались с Виктором Андреевичем уже после отравления – 24. 11. 2004-го. И он вам подарил собственноручно написанную картину. Что на ней было изображено?
Сюжет мрачный. Ночь, низкое хмурое предгрозовое небо, чумацкий шлях. Чумаки, очевидно, остановились на ночлеге, догорает костер. На переднем плане, справа - могила и деревянный крест.
Может, пророчество?
Не думаю. А вот настроения у рисовавшего ее были, явно, мрачноватые. Оптимизма в той картине мало.