Тридцать три года спустя в Украине секретарь нацбезопасности Раиса Богатырева обещает сделать прививки от эпидемии «свиного гриппа» не только массовыми, но и бесплатными. В первую очередь уколы должны будут получить люди «из группы риска».
«К группе риска относятся, в частности, дети, врачи, работники образовательных учреждений, беременные женщины. Полный список категорий окончательно будет утверждать Минздрав», - заявляет г-жа Богатырева. Вторя ей, министр здравоохранения Василий Князевич грозит начать уголовное преследование тех, кто, по его словам, организовывает «антивакцинальную компанию». Другими словами тех, кто ставит под сомнение безопасность вакцин.
Государственные чиновники умоляют Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) предоставить Украине десятки миллионов доз спасительной вакцины. Никаких серьезных исследований этого препарата не проводилось - на это нету времени. При вопросе о клинических исследованиях главный санитарный врач и топ-чиновник министерства делаются хмурыми и нетерпеливыми.
Испытания безопасности вакцин кажутся рутинной формальностью, а проверять их в Украине никто не берется. Да и зачем? Грипп убивает уже сегодня, а последствия применения вакцин представляются далекой и надуманной угрозой.
Совпадения. Только совпадения.
На каждые десять миллионов человек получивших укол вакцины против гриппа H1N1 ожидается 6 смертей, 22 человека заболеют синдромом Джулиана-Барре (нервный паралич, с высокой вероятностью летального исхода), а у 397 из миллиона беременных женщин случится выкидыш. Впрочем, все это (как тут же уточняется в исследовании авторитетного британского журнала «Ланцет») никак не связано с вакцинацией от гриппа H1N1.
Медицинское издание называет все эти смерти совпадением. Слово «совпадение» встречается в одном абзаце трижды.
Двадцать лет назад этот же журнал допустил роковую ошибку. Тогда «Ланцет» (The Lancet) осмелился опубликовать статью, в которой рассматривалась еще одно странное совпадение - связь между вакцинами и заболеванием детей синдромом аутизма.
Много лет подряд эту информацию вынуждены будут опровергать тысячи фармацевтов по всему миру. Индустрия, зарабатывающая на вакцинах около 14 миллиардов долларов ежегодно, спасает репутацию курицы, несущей золотые яйца.
«Все медицинские органы очень настоятельно рекомендуют прививаться. Но если спросить врачей - половина из них не согласна делать эти уколы», - говорит Петр Чопивский, семейный врач вот уже 30 лет практикующий в США. У доктора Чопивского четверо детей ни один из которых не получил прививки.
На прошлой неделе в Штатах проходили массовые демонстрации медицинских работников, отказывавшихся «закатывать рукава» и позволять колоть себе непроверенный препарат. Согласно соцопросам, цитируемых агентством Рейтер, две трети американских родителей отказываются прививать своих детей от свиного гриппа. Почти половина американцев полагает, что вакцина от гриппа не прошла достаточных клинических испытаний. И у них есть основания для беспокойства.
Свиной грипп. Первое пришествие.
Тридцать лет назад на телеэкраны США вышел документальный фильм производства CBS с незамысловатым названием «Свиной грипп» (Swine flu). Там журналисты впервые показали общественности жертв одной из самых уродливых кампаний по вакцинации в истории медицины. Фильм появился на экранах только один раз.
Дело в том, что в 1976 году во время первой эпидемии так называемого «свиного гриппа» от пост-вакцинальных реакций погибло 30 человек, а собственно от вируса «свиного гриппа».-- лишь один.
Болезнь, от которой погибли привитые, называется синдром Джулиана-Барре. Тот самый синдром, который, как пишет Ланцет, может совпадать по времени с проведением вакцинации. Впрочем, тридцать лет назад пострадавшие (а их из сорока миллионов привитых было около четырех тысяч) больше не верили правительству. Они стали требовать у властей компенсации за ущерб. Самые удачливые сутяги добились у правительства до пяти миллионов долларов компенсаций каждый.
Спустя несколько лет из мировой прессы исчезли сообщения о суммах исков к фармацевтическим компаниям. «Производители (вакцин - авт.) обвиняют в высокой стоимости вакцин небольшую группу людей, неизбежно страдающих от побочных эффектов прививок», - пишет газета Нью-Йорк Таймс 26 июня 1984 года. Это последняя публикация, в которой удалось обнаружить отголоски многолетних тяжб.
О деньгах, как и о негативных последствиях вакцин, писать теперь будут крайне редко.
Возвращение свиньи
Разница между кампаниями по вакцинации образца 1976 и 2009 годов огромна. В том смысле, что тогда тревога о появлении гриппа оказалась ошибкой, а сейчас от гриппа и его последствий умирают десятки людей. Однако механизм принятия решений, ключевые принципы производства и распространения вакцин остаются прежними.
«Во-первых, надо избегать чрезмерной уверенности в научном предвидении. Крупные пандемии гриппа возникают, в среднем, только около трех раз за столетие, а это означает, что ученые могут сделать лишь несколько непосредственных наблюдений на протяжении своей жизни», - говорит президент вашингтонского института медицины Харви Файдберг, чье интервью опубликовано на сайте Всемирной организации здравоохранения.
«Некоторые эксперты, ставшие в 1957 году свидетелями так называемого азиатского гриппа, а в 1968 году - так называемого гонконгского гриппа, в 1976 году считали, что пандемии гриппа имеют тенденцию повторяться через каждые 11 лет и готовились к вспышке гриппа в конце 1970-х годов, - продолжает господин Файндберг. - Но оказалось, что идея об 11-летнем цикле не имела прогностической ценности».
Скептицизм практикующих врачей заходит еще дальше. «Я довольно пессимистично настроен по поводу вакцины от гриппа. По-моему правительство слишком спешит - а ученые не могут работать под давлением. Поэтому новую вакцину от гриппа никто по-настоящему не исследовал», - говорит врач Петр Чопивский.
Разведка боем
Представители ВОЗ и фармацевты до сих пор не могут ответить на вопрос, что было не так с вакциной в 1976 году.
Профессор патологии Пенсильванского университета Ирвинг Начамкин исследовал ампулы с вакциной образца 1976 года, которые удалось сохранить. Подопытные мыши, получившие дозу препарата, начали вырабатывать антитела против синдрома Джулиана-Барре.
Когда ученые испробовали на животных другие вакцины организмы мышей стали вырабатывать антитела против той же болезни. Таким образом, причина возникновения страшной болезни, вызывающей паралич и смерть, до сих пор не изучены.
Совсем недавно, летом 2009 года в британскую прессу просочилось письмо, под грифом «секретно» отправленное правительством в Британскую ассоциацию неврологов. В этом письме ученых просили обращать внимание на все случаи заболевания синдромом Джулиана-Барре.
В ответ на это послание, один из руководителей ассоциации неврологов ответил так: «Исследование редких болезней занимает длительный период времени. Пандемия гриппа H1N1 застигла нас врасплох, а для нового исследования синдрома Джулиана-Барре нужно задействовать всех наших членов. Это исследование мы начнем 1 августа и оно займет у нас около 9 месяцев».
Таким образом, массовая кампания по вакцинации во всем мире, начавшаяся уже сейчас, проводится задолго до того, как риски вакцины от «свиного гриппа» будут детально изучены.
Британская пресса уже назвала кампанию по борьбе со свиным гриппом «опытами на морских свинках». Тем временем Том Джеферсон, координатор организации Cochrane Collaboration, которая занимается аудитом различных исследований, заявляет: «Новые вакцины никогда не ведут себя так, как от них ожидают. Может быть, негативные последствия будут связаны с синдромом Джулиана-Барре, а может быть и нет - но сюрпризы будут. Ведь одна из новых вакцин от гриппа H1N1 содержит вещество «сквален» которое никто не исследовал».
Господин Джеферсон сказал лишь то, что имел право сказать. «Сквален» (по-английски - squalene), входивший в состав вакцин против сибирской язвы, предположительно стал причиной таинственного и страшного заболевания. Названная «синдромом войны в Заливе» эта болезнь сделала инвалидами тысячи американских солдат, вернувшихся после войны с Ираком в 1991 году.