ГлавнаяПолитика

Текст «Большого договора» ПР и БЮТ: рукописи не горят. ДОКУМЕНТЫ

Заведомо мертворожденная коалиция ПР и БЮТ еще и сорока дней с момента своего несоздания не отметила, а текст ее «Большого договора», попав в распоряжение «Левого берега», уже стал достоянием общественности.

Текст «Большого договора» ПР и БЮТ: рукописи не горят. ДОКУМЕНТЫ
Фото: newsru.ua

 Чего и следовало ожидать - рукописи, как известно, не горят. Wordовские файлы - тем более. Вопреки тому, что обнародование их несостоявшимся союзникам крайне невыгодно.

Декларация намерений вместо плана действий

«Если документ окажется в СМИ - нам всем конец. Не в переносном смысле - в прямом», - говорил Александр Турчинов на первом после случившегося краха собрании фракции. «Это никогда не попадет в СМИ - не допустим!» - поддакивали «регионалы». В частных беседах уверяли: «Большой договор» вообще не был подписан - лишь парафирован, да и то Лавриновичем и... Кожемякиным. На чем, собственно, прокалывались - последний вообще не входил в узкий круг переговорной группы.

От БЮТ активное участие в консультациях, кроме непосредственно Тимошенко с Турчиновым, как известно, принимали Медведчук (не пропустивший ни одного заседания рабочей группы), Задорожный, в несколько меньшей степени - Портнов. От ПР - Янукович, Клюев, Колесников, Лавринович, Лукаш, Кивалов, Воропаев.

Наряду с проектом новой Конституции плодом их совместных усилий и стал «Большой договор». «Базовая» его версия - Соглашение о создании коалиции «Национального развития», публикуемая ниже. «Полная версия» у ПР своя, у БЮТ - своя. «Сердечную» отличает больший объем, что объясняется прописыванием всех «спорных моментов» (вынесенных в заключительную часть документа наподобие «переходных положений) тут же - в самом договоре. Тогда как «регионалы» настаивали на фиксировании расхождений в отдельном тематическом протоколе.

Стороны в итоге остались каждая при своем мнении, а пункты «Большого договора» формулировали максимально расплывчато - во избежание недоразумений.

На завершающем этапе - по факту достижения принципиальных договоренностей, его намеревались насытить конкретикой (перечислением первоочередных для принятия законопроектов; фиксацией ориентировочных статистических показателей, призванных измерять успех/неуспех совместной деятельности через определенное время и т.д.).

До этого, впрочем, не дошло - в архивах незадачливых переговорщиков «Большой договор» остался в «первозданном» виде - этакой Декларацией намерений. Дефицит конкретики негативно отобразился на качестве документа в целом. Ни особо содержательным, ни профессиональным, ни просто грамотно написанным назвать его язык не поворачивается.

Кстати, «на выходе» он должен был именоваться «Большим договором о создании коалиции «Национального развития и примирения», а не «Возрождения и соборности», как придумали в начале.

Кроме модернизированного Основного Закона, «Большого договора» и перечня взаимных претензий, ПР и БЮТ также наработали несколько протоколов, расписывающих разделение кадровых квот. Информация по ним крайне противоречива: по одним сведениям, протоколов было два, по другим - четыре.

Конкретизировать возможным не представляется - схемы передела должностей существовали исключительно в черновых вариантах и после провала «ширки» были уничтожены.

В публичную плоскость ничего, кроме медведчуковской Конституции, выносить не собирались, а к подписанию планировали Коалиционное соглашение.

Гипотетически, следующим продуктом совместной жизнедеятельности «сердечных» с «бело-голубыми» должны были стать Программа деятельности правительства, Стратегия развития страны (оформленная, презентованная и позиционируемая должным образом), но ничего подобного по ходу переговоров, конечно, не обсуждали. Равно как уровень прожиточного минимума или минимальной зарплаты, которыми «вдруг» столь активно озаботились «регионалы».

...Итак, оригинал текста, раздобытый «Левым берегом», - проект, подготовленный для визы Виктора Януковича и Ивана Кириленко. Дата - открытая, июнь текущего года. Рабочее (сокращенное) название - Соглашение о создании коалиции «Национального развития».

Его анализ - занятие небезынтересное, обличающее истинные намерения лидеров двух крупнейших политсил.

Цена премьерства - 113 депутатов

Пикантности начинаются с преамбулы: «Мы, представители Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко» прямо указывает на то, что «третьи лишние», в том числе - Литвин, тут  не планировались.

Хотя спикеру, не чуждому ПР «крылу» ЕЦ, также - двум лицам в КПУ данный проект на ознакомление, по нашей информации, таки передавали.

В мотивировке слияния ПР и БЮТ особо не изощрялись: «ради будущего Украины мы заключаем это коалиционное соглашение с целью преодоления последствий мирового экономического и  финансового кризиса, реформирования институтов государственной власти, стабилизации политической ситуации и проведения необходимых реформ в социально-экономической сфере, административной и судебной реформ, реформировании местного самоуправления, что предусматривает следующие качественные изменения общественной жизни...».

«Качественных изменений» записали одиннадцать.

- пятое провозглашает: «будут введены новые составляющие свободы слова, свободы деятельности средств массовой информации, обязательность существования в Украине общественного телевидения и радиовещания».

Что разуметь под «введением новых составляющих» - не уточняется;



- шестое: «будет реализован принцип верховенства права, путем проведения полномасштабной реформы системы правосудия, основан более эффективный (какой именно? - С.К.) порядок избрания судей, создана новая модель ответственности судей за принятие заведомо неправомерных решений... граждане получат право обращаться в суды бесплатно (как будто нынешняя Конституция обязывает их услуги Фемиды оплачивать, - С.К.);

- восьмое умиляет лаконичностью: «Законодательно закреплены демократические (!) основы внутренней и внешней политики»;

Девятое (о возможном присоединении страны к межгосударственным  объединениям и организациям коллективной безопасности, тому же НАТО, посредством референдума) и десятое (о создании «соответствующей системы госзакупок исключительно у производителя, без участия посреднических структур») - попытка «компромисса» меж разнящимися программными положениями ПР и БЮТ.



Основная суть «БД» изложена в двух разделах: «Программе» и «Регламенте деятельности коалиции», поделенных, в свою очередь, на подразделы.

Первый пункт «Программы» - «Основы внутренней и внешней политики». Оные не только формируют «основополагающие цели коалиции», но и обязательны к соблюдению всеми ее членами, именно - нардепами, Премьером и членами КМУ. Президент к ним не относится.  


Второй - «Принятие срочных антикризисных мер в сфере экономики и финансов» состоит из 11 позиций. Опять таки, декларативных. Внимание на себя обращают:

- первая: «... проведение рекапитализации проблемных банков с привлечением частных инвесторов» (подразумевает кардинальные корректировки закона «О НБУ»);

- вторая: «...возрождение кредитования нацэкономики на основе координации фискальной и монетарной политики между КМУ и НБУ». При том, что, согласно действующим нормам, Нацбанк подотчетен, прежде всего, президенту - не премьеру;

- восьмая: «введение моратория на повышение налогового и регуляторного давления на бизнес, особенно малый и средний...» - «привет» Тимошенко от Януковича;



Третий пункт - «Построение конкурентноспособной национальной экономики», достоин подробного цитирования.

- «наша цель за пять лет войти в реальную двадцатку наиболее привлекательных для инвесторов стран мира». «Левый берег» вряд ли ошибется, приписав авторство тезиса Борису Колесникову;

- «повышение доходов, оплаты труда на основе повышения продуктивности труда». О популистских «шахтерских» законопроектах можно забыть. И не только о них;

- «детенизация экономики и легализация капиталов криминального происхождения». Это несмотря на то, что отечественная экономика, худо-бедно «переварила» кризис лишь благодаря тому, что 90% ее находятся в тени. О происхождении капиталов ключевых фигур ПР и БЮТ умолчим;

- без упоминания прописных истин - прозрачной приватизации, способствованию экономической независимости областей, достижения высокого уровня энергетической безопасности, тоже не обошлось.

Четвертый - «Сфера гуманитарной политики» - набор общих фраз:  

- «утверждение полноценного гражданского общества, в котором человек всесторонне развивается и реализуется» (записано, напомним, в «дорожной карте» парламентско-правительственной коалиции);

- «передача органам местного самоуправления прав управления учреждениями профессионально-технического и среднеспециального образования» (без конкретизации источников финансирования);



- «дальнейшее внедрение Болонской системы»;

- «поэтапное возвращение долгов по сбережениям граждан»;

- «уменьшение уровня социального расслоения»;



- «законодательное обеспечение выплат дивидендов миноритарным акционерам» .

Данную норму Тимошенко намерена активно использовать в своей президентской кампании. Такой вывод напрашивается по факту ее выступления на десятилетнем юбилее  родной партии, в рамках которого она обещала последовательно отстаивать интересы держателей мелких пакетов акций предприятий;

- «создавать условия для достойной жизни людей преклонного возраста».


 Решения принимаются не большинством голосов - «консенсусом»

«Регламент деятельности коалиции» выписан конкретнее. Согласно ему, участниками коалиции считаются фракции, принявшие соответствующее решение, засвидетельствованное подписями глав или первых их замов. Автографов всех нардепов-коалиционеров, как сейчас, не требуется.  
«Коалиция поддерживает только те законопроекты и постановления, которые прошли согласование в правительстве, консенсусом в Совете коалиции и соответствуют соглашению о создании коалиции», - отмечается в документе. «Несогласие фракции-участника Коалиции поддержать тот или иной проект решения ВР, является фактическим применением права вето. Такой законопроект снимается с рассмотрения до полного согласования всеми участниками коалиции».


Само собой, союзники обязуются проводить взаимоприятную кадровую политику. Один из ее аспектов - возможность «индивидуального членства нардепов в коалиции». Неясно правда, как его планировали «состыковыть» с частично действующим сегодня механизмом императивного мандата, на дополнительном ужесточении которого настаивает БЮТ.

 

Руководство думали поручить Совету и Общему собранию коалиции. Последнее призвано созываться не реже, чем единожды на протяжении одной сессии и «по необходимости». Исключительно к его компетенции принадлежат вопросы:

-  «о внесении предложений по кандидатуре Премьера, других членов КМУ. Кандидатура на пост Премьер-министра считается одобренной, если за нее проголосовало более половины (!!!) депутатов, входящих в состав коалиции».

Теперь - нехитрая арифметика. Минимальная численность коалиции - 226 «душ». 226 делим пополам, получаем 113. Итак, для «коронации» главы правительства требуется  «да» всего 113 нардепов! При том, что в БЮТ и в ПР сегодня «штыков» больше, чем по полторы сотни;

- о решении споров, возникших на Совете коалиции;

- о прекращении существования коалиции;

- об исключении из коалиции депутатов, входящих в ее состав;




  
  Общее Собрание коалиции легитимно при условии участия в нем не менее половины нардепов - членов соответствующих фракций. Само собрание созывает, ведет, отслеживает выполнение его вердиктов, Координатор коалиции (ассистирует ему  Секретариат коалиции), в роли которого поочередно - на протяжении одной сессии, выступают главы союзных фракций.

Он же «правит бал» на заседаниях Совета коалиции, комплектуемого главами и пятью  представителями фракций-союзниц. Выводы, по итогам встреч, формулируются - внимание - «консенсусом», а не большинством голосов.

Основные «бразды» коалиционного правления концентрируются именно в Совете, который:

- «принимает решение о согласовании кандидатур на посты главы ВР, премьер-министра, членов КМУ, других чиновников, назначаемых ВР или при согласовании с ВР». Теоретически Общее собрание может внести тут свои корректировки, практически оной возможностью оно не наделено. Хотя б потому, что обсуждать данные вопросы ему позволено лишь после «предварительного согласования» их Советом;

- «ежемесячно рассматривает деятельность КМУ на предмет выполнения этого Соглашения...»;

- «согласовывает кандидатуры на посты глав комитетов ВРУ».





  При всем этом Совет коалиции может самостоятельно принимать заявления, обращения, распространять информ материалы и т.д.

Отдельного внимания заслуживает подраздел «Этика поведения в коалиции», строго-настрого запрещающий всем членам союза, также - назначенцам по его квоте, «выносить сор» из коалиционной избы, «публично дискредитировать официальные решения органов Коалиции, Кабмина и должностных лиц», тем более - игнорировать их.

«Любой чиновник, нарушивший данный принцип, должен быть заменен в обязательном порядке в течении двух недель с момента принятия о том решения на Общем собрании коалиции».

Отзыв любого нерадивого служаки дозволено инициировать и фракции-субъекту, при условии выдвижения на вакантную должность новой кандидатуры.

Существование свое это супердемократическое образование, именуемое, по досадной какой-то ошибке, коалицией, прекращает либо «по собственному желанию», либо в связи с окончанием каденции ВР, либо - выходом из его состава фракции, либо - уменьшением численности единомышленников ниже рубежа, предусмотреного Конституцией.

 

Джек-пот: «кто станет Президентом»

В упоминавшемся уже спиче - на юбилее «Батьківщини», Тимошенко живописала крах «ширки» как жуткую трагедию:

- "К сожалению, мы не избавили Украину от риска игры в джек-пот - «кто станет Президентом». Это очень опасно... Нам был брошен такой вызов, мы - наша команда, его принимаем!".

Что означает: Юлия Владимировна идет в президенты. В чем, собственно, никто не сомневался. Равно как в том, что Турчинов возглавит ее штаб. Неясно лишь, кто заменит их двоих в Кабмине, лишившегося уже практически всех своих министров.

Один из последних «отщепенцев» - Ехануров, без дела маялся недолго - получил, как и ожидалось, назначение на Банковую. В нарушение закона «О госслужбе», возбраняющего занимать высокие посты людям, старше 60-лет. Исключения возможны лишь при согласии Главного управления госслужбы Украины.

За получением разрешения из СП туда, разумеется, не обращались. Что не помешало Юрию Ивановичу перебраться поближе к Виктору Андреевичу.  Квота «теплых» мест в СБУ, куда Ющенко пристроил даже Кислинского, у гаранта, видимо, закончилась.

Закончилась, наконец-то, и пленарная сессия Рады. «Под занавес» которой Литвин объявил о  решении побороться за президентские клейноды. Огласить которое его вынудила не столько патовая ситуация в политикуме, сколько стремление поскорее включиться в кампанию. Без формализации кандидатских намерений, аккумулировать «под себя» человеческие ресурсы в регионах, торговаться с инвесторами, сложновато. Агитировать «неравнодушных» Владимир Михайлович намерен в конце июля - августе - вояжируя по городам и весям. Учитывая протестные настрои электората, отыскаться таковых может немало. Сумеет ли спикер заручиться симпатиями 24% граждан, собравшихся голосовать «против всех» зависит, не в последнюю очередь, от расторопности конкурентов.

Бывший его коллега Яценюк никакой другой активности, кроме «украшения» своим портретом бигбордов страны, не проявляет. Нынешний президент предварительные планы участвовать в гонке огласил давно, однако окончательного решения пока не принял.  Слухи о планах Ющенко отказаться от борьбы за второй срок после их детальной проверки оказались сильно преувеличенными. Ни Янукович, ни Тимошенко, намерений своих не скрывают, однако с программными позициями, ключевыми лозунгами и географическими приоритетами до сих пор не определились.

Таким образом, нынешняя президентская кампания - первая, об участии в которой основные игроки заявили не только  задолго до ее официального старта, но и задолго до формирования собственных  штабов. И первая, триумфатор которой станет «калифом на час» - «переходным президентом» «переходного периода», де-факто - вторым Ющенко. 

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram