ГлавнаяПолитика

О влиянии лидера на систему власти

Конец истории - не более чем начало другой. Окончание переговоров ПР и БЮТ, появление «непрезидентского» проекта Конституции лишь актуализировали дискуссии о том, в какой политической реальности нам жить дальше.

Система власти - это одно, но, как показывает наша новейшая история, политики в ней проявляют себя по-разному. Similia similibus curentur, «подобное излечивается подобным», говорили древние. Лечить мы не будем, будем подобное с подобным анализировать.

СИСТЕМА ВЛАСТИ ЛЕОНИДА КРАВЧУКА

Начиная с 1991 года, партийные руководители из номенклатуры Компартии заняли высшие административные посты. Небольшая часть получила назначение послами в страны бывшей «соцдемократии», немногие ушли на пенсию, остальные - в Компартию к Петру Симоненко.

Систему власти, построенную послевоенными руководителями Компартии, Леонид Кравчук не пытался изменить. Чтобы создать видимость перемен, в его «демократический централизм» на непринципиальные должности «вмонтировали» немногих диссидентов. Впрочем, результаты их похода во власть - плачевны. Владимир Горбулин в книге «Без права на покаяние» цитирует разговор с Вячеславом Чорновилом, признавшимся ему, что на посту руководителя Львовского облсовета ему не хватало опыта руководства «народным хозяйством». Другой диссидент, Левко Лукьяненко, посол Украины в Канаде, по свидетельству очевидцев, шокировал генерал-губернатора этой страны запуском петуха в здание посольства. Представления о том, что надо делать «на счастье», у Левка Лукьяненко и его канадского визави несколько разнились.

СИСТЕМА ВЛАСТИ ЛЕОНИДА КУЧМЫ

Дмитрий Табачник 21 июля 2006 года охарактеризовал ее как «политически стабильный режим с элементами авторитаризма, характеризующийся успешным реформированием и высокими темпами роста экономики и социальных гарантий, обеспечивший формирование и поступательное развитие гражданского общества на протяжении десяти лет и превративший Украину из государства де-юре в державу де-факто».

Система власти, замыкавшаяся лично на Леонида Кучму, продемонстрировала плюсы и минусы такого правления - главным образом то, сколь много зависит от личных качеств главы государства. В августе 2003 года он выступил с предложением изменить систему власти в пользу парламента, что было многими расценено как желание главы государства занять пост уководителя правительства после президентских выборов 2004 года. Следует согласиться с тем, что политическая реформа 2004-го ограничила полномочия будущего президента Виктора Ющенко с одним уточнением: она ограничила авторитарные претензии любого президента.

СИСТЕМА ВЛАСТИ ВИКТОРА ЮЩЕНКО

Не мешая развитию свободы слова, Виктор Ющенко создал и поддерживал в разных модификациях систему власти как «большую Хоружевку» - из лиц, близких ему по идеологическому, родственному и географическому признакам.

Среди характеристик системы власти Виктора Ющенко можно выделить следующие:

- «кампанейщина» (заявленная им планомерная работа по вступлению Украины в НАТО обернулась показушными авралами накануне важных событий);

- декларирование защиты национальных интересов при несомненных территориальных потерях (решение международного суда ООН в Гааге в феврале 2009 года по делу о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии);

- легитимизация правовыми решениями политических сговоров (решение Верховного Суда о «третьем» туре президентских выборов и проведение парламентских выборов 2007 года);

- силовые действия (приказ о передислокации внутренних войск к столице в мае 2007-го).

- идеологизация власти при декларировании внепартийности главы государства.

Ключевым для системы власти Виктора Ющенко следует считать принцип политической целесообразности.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

В политическом сезоне 2009-го Украина провожает президента Виктора Ющенко. В настоящее время реальных претендентов на высшую государственную должность только двое - Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Автор этих строк, кстати, не разделяет распространенное в украинской аналитике заблуждение, что решение проблем развития страны - в изменении политической элиты. Во-первых, действующая политическая элита абсорбирует только тех, кто признает ее правила. Во-вторых, как показывает уже и современная история Украины, система власти - сама по себе не гарантия адекватности руководителя страны, хотя в какой-то мере минимизирует негативные последствия его деятельности.

Кто бы ни стал новым президентом Украины, ему придется их преодолевать. В первую очередь - далеко зашедшую политику разделения граждан Украины на «сербов» и «хорватов», которых государство практически принуждает определенным образом относиться к событиям прошлого и современности.

Необходим возврат к позитивам политики президента Леонида Кучмы, в первую очередь - в области экономики. Негативное, прежде всего - крайне жесткий контроль над свободой слова, должно быть отброшено. В высшей степени важными задачами станут восстановление засоренной непрофессионалами системы управления страной и антикризисные меры, включая стабильность курса гривны.

Опыт наблюдения за действиями Виктора Януковича и Юлии Тимошенко позволяет спрогнозировать, каково будет их воздействие на систему власти.

ЯНУКОВИЧ - ПРОГНОЗ

Виктора Януковича можно упрекать во многом, но не в том, что на высших должностях - руководителя правительства и крупнейшей оппозиционной фракции - он руководствовался принципом «цель оправдывает средства» и не действовал по логике закона. На нем нет греха «золотых обещаний» избирателям, как и «провозглашения» и «дожатия» юридически сомнительных выборов. Поэтому допускаю, что политическая целесообразность при Януковиче будет иметь меньшее значение, чем при нынешнем режиме. Вспомним, что 30 ноября 2004 года он заявил, что в случае, если станет президентом Украины, готов предложить должность премьера Ющенко. Почему бы не предположить, что Янукович-президент после грядущих выборов повторит это предложение главному сопернику (сопернице)?

Несомненно, Янукович будет заниматься и объединением страны, прекратив идеологические спекуляции на темы, разъединяющие общество. А идей, которые могут объединить Украину, - масса. Следует ожидать практических шагов в сторону реализации программной позиции Партии регионов о русском языке как о втором государственном. Конечно, это противоречит концепции «Украины национальной», но вполне соответствует Украине либеральной, где комфортно всем, независимо от степени родства языков.

При Януковиче вероятно улучшение экономических отношений с Россией. Что же касается Запада, то здесь ситуация зависит от того, насколько он готов воспринять позицию Януковича.

ТИМОШЕНКО - ПРОГНОЗ

Система власти Тимошенко - это, несомненно, система личной власти. Для нее неудобен сам принцип разделения властей. Устраивающий ее премьер (до появления следующего фаворита) - Турчинов. Идеологически Тимошенко не определена, для нее так удобнее. Другое дело, что логика ее действий - политическая целесообразность. Что касается соблюдения законности, Ю.В. демонстрировала, что выборы в стране не происходят, когда она не дает на это денег. Парламент будет переизбираться, пока в нем не сформируется устраивающее ее большинство. Конституционный Суд будет в нужное для нее время принимать устраивающие ее решения. Вероятна переделка Конституции «под себя». Обещания избирателям будут даваться только с учетом их предвыборного воздействия, невыполнение будет многократно объяснено происками врагов и кознями предателей.

Внешняя политика Тимошенко, вероятней всего, будет состоять в лавировании между интересами Запада и России. И Западу, и России придется привыкнуть к тому, что Тимошенко всегда действует в личных интересах, и надеяться на то, чтобы эти интересы иногда совпадали с их собственными. 

Какой вариант развития событий реализуется? Ждать осталось недолго.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram