ЕС - РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ
Если отношение к НАТО в Украине неоднозначно, то курс на «европейскую интеграцию» в «приличном обществе» не ставится под сомнение. В то же время найти в Берлине, Брюсселе или Праге вне чиновных или редакционных кабинетов живого сторонника европейской интеграции - задача нетривиальная.
С чем реально ассоциируется Евросоюз для простого европейца? Владелец ресторана вспомнит, как пришлось переделывать кухню и санузел в соответствии с нормами ЕС, в которых чиновники прописали, какой ширины должен быть умывальник, где и как резать лук. А заодно решили, что ради здоровья потребителей сваренный борщ или гуляш надо продать в течение четырех часов. Антинаучные аргументы насчет того, как настаиваются блюда в течение суток, никого не волнуют. Пожилая продавщица в магазине вспомнит, что раньше завозили некрасивые, но вкусные помидоры, а сейчас по воле Европейской комиссии томаты все как на подбор строго определенной формы и размера и с привкусом резины.
Интеллектуал заметит, что сотворение мира описано на одной странице, а правила ЕС по импорту бананов занимают 60 тыс. (!) страниц. Домохозяйка покажет кладовку, забитую «лампочками Ильича», - борцы за экологию запрещают с осени их продажу, в магазинах останутся только режущие глаза холодным светом «экономные». А какие же выгоды от ЕС? Поляк или чех, почесав затылок, признает: «Раньше, при коммунистах, нельзя было свободно ездить за границу». На Западе такие аргументы «не катят» - европейцы спокойно путешествовали еще в позапрошлом веке.
РЕЗУЛЬТАТ-2009: РАДИКАЛЫ НАСТУПАЮТ
Евровыборы-2009 проходили под знаком протестного голосования. Большинство граждан выступили против ЕС ногами, не явившись на участки. Только в историческом ядре ЕС, во Франции и в Германии, выборы обошлись без сюрпризов. Голосовать пришли 40% французов, 27% мест получили голлисты, по 16% - социалисты и защитники окружающей среды. У радикалов из «Национального фронта» - всего 6%.
В Германии активность избирателей точно соответствует средней по ЕС - 43%. В результате, 38% - у правящих христианских демократов, 20% - у социалистов, 12% - у «зеленых», 11% - у либералов, 7,5% - у посткоммунистов из бывшей ГДР. Немецкие радикальные организации больше 1% не набрали.
В других странах ЕС национал-радикалы и внесистемная оппозиция вообще получили неплохие результаты. Причем успехов «праворадикальные» политики добиваются в условиях оголтелой травли со стороны ведущих медиа. Например, почему так много голландцев голосует за «экстремистскую» и проклинаемую в СМИ «Партию Свободы»? В Нидерландах едва ли не самые либеральные в Европе законы. Только для кого? Около 15% населения страны - иммигранты из азиатских и африканских стран. (Точных данных нет из-за огромного количества нелегалов). Их права защищены, они в большинстве своем не работают, получают щедрые пособия, превращая целые кварталы Амстердама и Роттердама в замусоренные гетто.
А десятки тысяч коренных голландцев каждый год эмигрируют в Австралию, США, Канаду, чтобы заниматься там сельским хозяйством вдали от «правил ЕС», воспитывать детей в духе традиционных ценностей и не платить налоги на содержание бездельников. «Мы за старую Голландию, мы за нашу культуру, - гласит лозунг «Партии Свободы». - Амстердам должен быть голландским, христианским городом, а не смесью арабских гетто и «красных» да «голубых» кварталов».
ПОЛУПОБЕДА ПРАВОЦЕНТРИСТОВ
Наибольшего успеха добились правоцентристы - кандидаты от политических сил, которые входят в Европейскую народную партию. Они получат предположительно 36% мандатов в Европарламенте. Примерно столько же, как и в прошлом созыве.
Социал-демократы потеряли 5% кресел, получив лишь 22% голосов вместо 27%. У либералов - 11%,против 12,7%, у «зеленых» 7% против 5%. Националистов и евроскептиков пока около 5% - сколько и было, но, возможно, в их ряды вольется немалое количество представителей различных внесистемных партий, собравших 12% мандатов. 4,5% - у «левых», 2,6% - у «независимых демократов».
Важно отметить: между социал-демократами и «правоцентристами» (определение «христианский демократ» еще употребляется на национальном уровне, но считается политически некорректным на общеевропейском) нет никакой идеологической разницы. Эти партии отражают интересы одних и тех же элит, единодушно выступают за «социально-рыночную экономику», европейскую интеграцию, политкорректность, секуляризм. Споры идут о процентах налогов и дотаций.
ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР
Шесть лет назад евробюрократы под руководством экс-президента Франции Валери Жискара д´Эстена разработали европейскую конституцию. Тем не менее, несознательные граждане Франции и Голландии отвергли ее на референдумах в 2005-м. Европейский истеблишмент решил добиться своего не мытьем так катаньем: слегка переделал проект, убрал из него общие гимн, флаг и формальный пост президента Европы и принял в Лиссабоне. Договор - шаг на пути к превращению ЕС в федерацию: ЕС становится субъектом международного права, Евросовет - общим правительством, отдельные государства лишаются права вето. Но жители стран ЕС не готовы к таким радикальным ограничениям суверенитета. Согласно данным опросов Евробарометра, вообще за выход из ЕС готовы голосовать, например, до 80% австрийцев или 60% итальянцев. Поэтому референдумы «по Лиссабону» решили от греха подальше не проводить везде, кроме Ирландии. Несмотря на массированную агитационную кампанию, 12 июня минувшего года 53,4% ирландцев проголосовали «против».
ЕРЕТИК ВАЦЛАВ КЛАУС
В ЕС есть свой высокопоставленный диссидент - президент Чехии Вацлав Клаус. Реальной власти в парламентской республике у него мало, тем не менее, в глазах всей «европейской прогрессивной общественности» он - жупел, воплощение всяческого зла.
Клаус, во-первых, не верит в рукотворное глобальное потепление, а во-вторых, не считает граждан несознательным и не понимающим собственного блага стадом, а чиновников - мудрыми пастырями. Клаус - классический либерал, сторонник максимально свободной рыночной экономики и общества взрослых, ответственных людей. Он против создания гигантского неповоротливого «супергосударства», а посему отказался подписывать ратифицированный чешским парламентом Лиссабонский договор.
Накануне выборов в Европарламент Клаус заявил: «Европейские выборы бессмысленны. Это скорее полувыборы. В организации ЕС своих депутатов могли бы посылать национальные парламенты. Вообще, нет настоящей общности европейских народов. Есть французы, немцы, чехи, поляки... Основная европейская институция - национальное государство, а не Брюссель и не Европейская комиссия». А после обнародования результатов Клаус поправился: «Это, увы, были даже не полу-, а четвертьвыборы». По его мнению, Восточная Европа опять теряет добытую 20 лет назад свободу, а рыночную экономику сменяет «социально-экологическая».
Но содержательной дискуссии о том, что дают обычному европейцу выборы в Европарламент, из заявлений чешского руководителя не получилось. «Каждый, кто против выборов - против Европы. Каждый, кто против Европы - против Франции. Позиция Клауса деструктивна и мы с ней не согласны», - заявил по этому поводу французский министр иностранных дел Бернар Кушнер
СПРАВКА
Результаты Евровыборов-2009.
В Швеции при участии 43% избирателей 7% получила (и прошла в Европарламент) «Партия пиратов», защищающая свое «право» на нелегальное распространение в Интернете фильмов и музыки.
В Голландии голосовало 36% избирателей, 17% набрали борцы с мусульманскими иммигрантами из «Партии Свободы».
В Великобритании голосовало 34% избирателей, 16,5% - у «Партии независимости», выступающей за выход из ЕС.
Наименьший интерес к выборам проявили словаки - на голосование пришло 19% граждан, литовцы - 21%, словенцы, чехи и поляки - 28%.