ГлавнаяПолитика

Владимир Литвин: Люди, имеющие в этой стране серьезные интересы, не хотят, чтобы у Тимошенко или Януковича оказался «контрольный

Председатель Верховной Рады Владимир Литвин не скрывает, что на этот раз не намерен упускать свой шанс побороться за главный пост в государстве. По его мнению, у Украины есть будущее только в том случае, если народ выберет не одного из двух политических тяжеловесов, а кого-то третьего. О президентских амбициях и прогнозах на грядущую кампанию, о ситуации в парламенте и «золотой акции» Владимир Литвин рассказал в интервью «Левому берегу».

Владимир Литвин: Люди, имеющие в этой стране серьезные интересы, не хотят, чтобы у Тимошенко или Януковича оказался «контрольный

 «ВЫБОРЫ-ТО СОСТОЯТСЯ, НО ВОТ БУДУТ ЛИ ОНИ ВСЕНАРОДНЫМИ - ПОКА ЧТО ВОПРОС»

 Каждый день очередной политик заявляет свои претензии на президентский пост. Как вы думаете, количество кандидатов в президенты перевалит за сотню?

Нет, думаю, не дотянет. Остановится где-то на пятидесяти. У большинства политиков упрощенный подход к пониманию сути власти и предназначению человека, находящегося при власти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что политические кампании в Украине превращаются в ярмарки тщеславия.

С реальными кандидатами понятно. А что, по-вашему, движет остальными - непроходными? Как обычно - желание заработать легких денег и себя показать? Или есть другие причины?

Прежде всего, это возможность проверить себя, мобилизовать политические силы, стоящие за теми или иными выдвиженцами. Кроме того, будут технические кандидаты, которые выполнят отведенную им роль. А кое-кому просто трудно избежать соблазна поучаствовать в выборах: это шанс показать себя, поправить свое материальное положение и сделать заявку на будущие парламентские выборы. Очевидно, что после президентской гонки круг партий, которые пройдут в парламент, будет сужаться. В том числе и потому, что следующий президент уже по привычке попытается формировать Верховную Раду под себя. Это если такие выборы состоятся, как того требует Конституция.

Настораживает это ваше «если». А что, выборы могут не состояться?

Выборы-то состоятся, но вот когда и будут ли они всенародными - пока что вопрос. Ведь идея о конституционных изменениях, которые бы сделали возможным избрание президента в парламенте, по-прежнему будоражит отдельные умы. Правда, я не уверен, что инициаторы этой идеи до конца понимают, как это красиво сделать и что это даст стране.

Можете ли вы, как человек информированный, предсказать в процентном соотношении - объединятся ли Регионы и БЮТ, чтобы изменить Конституцию, или же здравый смысл возьмет верх?
Вы преувеличиваете уровень моей информированности. У меня нет спецслужб, которые бы докладывали о каждом подспудном телодвижении. Это, конечно, моя недоработка, ведь каждый уважающий себя политик сегодня обзаводится собственной службой безопасности. Так вот, относительно возможной договоренности Партии регионов и БЮТ. Меня больше интересует не то, что происходит сейчас, а что будет дальше, после выборов. Сегодня, когда между Партией регионов и БЮТ идет процесс пока что невидимого противостояния, нужно сделать все, чтобы заставить обоих этих лидеров работать на страну.

Что может послужить катализатором к ситуативному объединению двух крупных фракций?

Как это ни парадоксально - взаимное недоверие и боязнь того, что на президентских выборах победит кто-то другой. Тимошенко и Янукович - это наша сегодняшняя реальность, которая ни завтра, ни послезавтра никуда не исчезнет. А поскольку они по своей сути антиподы и победа одного из них обязательно нарушит равновесие в стране, то напрашивается прагматичный или даже циничный вывод: их нужно вынудить к сотрудничеству. Но это должно быть прозрачно, понятно и мотивированно. Под конкретные действия и на конкретный результат. Если этого не произойдет, то победа одного из них станет худшим вариантом для страны.

По-вашему, что Тимошенко, что Янукович - одинаковое зло?

Дело не в зле. Страна будет поделена. Я не хочу давать оценку Виктору Януковичу или Юлии Тимошенко, ведь за ними сегодня немалая поддержка украинского общества, и с этим нельзя не считаться. Но вот вопросом о перспективе страны должен задаваться каждый думающий человек. Страна очень болезненно пережила и до сих пор переживает разделение на части, спровоцированное на прошлых президентских выборах. А поскольку грядущая схватка будет крайне жестокой, залечить неизбежный в случае победы одного из этих политиков раскол Украины будет невозможно. Янукович и Тимошенко должны понимать, что единственный выход для них - сосуществовать, контролируя друг друга, пытаясь выстраивать систему сдержек и противовесов. Ведь если кто-то из них станет президентом, в стране начнется новый передел собственности. Причем все будет куда серьезнее, чем в начале 90-х.

Когда 10-15 лет назад разбирали государственную собственность, люди возмущались, но тихо, ведь, по сути, лично их это не касалось. Но сейчас, когда практически вся экономика находится в частных руках, будут отбирать у собственников. Понятно, что никто не захочет добровольно отдавать. А это, несомненно, приведет к кровавым разборкам. Допустить этого нельзя. Я вам скажу больше: в самих командах Януковича и Тимошенко побаиваются, что их боссы могут победить на выборах. Люди, имеющие в этой стране серьезные интересы, не хотят, чтобы у кого-то из этих политиков был «контрольный пакет». Я думаю, что на следующих выборах должны совпасть интересы простых людей и крупного капитала. Это возможно только в том случае, если следующим президентом станет не Тимошенко или Янукович, а кто-то третий.

Реально ли, чтобы Юлия Тимошенко и Виктор Янукович исчезли с политического Олимпа?

Никуда они не денутся. Просто народ на очередных выборах должен поступить мудро и ответственно.

Когда, по-вашему, состоятся президентские выборы, если они будут всенародными? Почему депутаты не спешат принимать постановление о дате голосования 17 января 2010 года?

Уговаривать принять это постановление - все равно что просить соблюдать Конституцию. Это как бы само собой разумеется, но мы пока с места не сдвинулись. Ведь задача Верховной Рады не устанавливать дату выборов, а просто «освятить» ее. Это две большие разницы. Причина задержки в том, что политические тяжеловесы сверяются со своими графиками и таблицами. Высчитывают, когда им будет выгодно провести выборы. Поэтому я не исключаю, что если не будет достигнута договоренность, то каждая сторона попытается «протолкнуть» свою дату. Причем соответствующее постановление будет проголосовано в последний момент, чтобы Конституционный суд не успел признать решение неконституционным.

А какие еще даты рассматриваются?

Я не хочу комментировать эти легковесные рассуждения, оформленные в виде проектов постановлений и не выдерживающие никакой критики.

А если выборы все-таки состоятся 17 января, когда страна получит следующего президента? Ведь наверняка результаты кампании будут оспариваться в судах или, чего доброго, на майданах.

Третьего тура не будет. И майданов новых не будет. Все деньги потратят на выборы, и на Майдан уже не хватит. Я думаю, в феврале-марте следующего года у нас уже будет новый президент. Кстати, в парламенте зарегистрирован проект постановления, в котором рекомендуется предусмотреть сокращение сроков избирательной кампании. Я согласен, что нам необходимо изменить закон о выборах президента. Пересмотреть подход к формированию комиссий, создать, наконец, единый реестр избирателей. Сократить кампанию с 120 дней до 90. Правда, последняя идея не нашла понимания у тех коллег, кто не имеет такого же доступа к средствам массовой информации, как основные игроки. Да и сама пресса против: для нее кампания - это тоже возможность заработать, в том числе и на рекламе.

 «КАК БЫ ПРЕЗИДЕНТ НИ ОТКРЕЩИВАЛСЯ, ЭТО ЕГО КОАЛИЦИЯ И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Владимир Михайлович, кампания еще официально не началась, а вы уже говорите как кандидат в президенты, а не как член парламентско-правительственной коалиции, который, по идее, должен быть более лояльным к премьер-министру.

Я не член правительственной команды, ибо в правительстве нет ни одного представителя нашей политической силы. И как бы президент ни пытался откреститься от коалиции, это его коалиция и его правительство. Именно он его благословил. И получается большой парадокс. Когда были две фракции - БЮТ и НУ-НС, Виктор Ющенко считал, что это его коалиция. При этом 87% их решений, по подсчетам аппарата, были приняты благодаря Блоку Литвина. И когда эта коалиция начала разваливаться, и мы, чтобы не толкать страну на выборы - против чего выступали люди, подставили плечо, оказалось, что обновленная коалиция не нужна, в первую очередь, президенту страны.

Вы жалеете, что когда-то приняли решение поддержать разваливающуюся коалицию?

Может, у нас сейчас и не лучшее положение. Парламент работает неэффективно, экономическая ситуация оставляет желать лучшего. Но остальные сценарии были еще хуже. Выбрать меньшее из зол - вот чем я руководствовался тогда. Я понимал, что от этого проиграю. Поэтому сейчас просто недоумеваю, когда слышу, как президент утверждает, что не имеет отношения к коалиции. С одной стороны, он от нее открещивается, с другой - обращается с просьбами, чтобы никого из его сторонников в правительстве не отправили в отставку. Как-то не вяжется.

Президент вам звонил, пытаясь получить гарантии, что Блок Литвина не проголосует за отставку Юрия Еханурова?

Да.

И вы дали ему такие гарантии? Или не сказали ни да, ни нет?

Я сказал, что на той неделе, когда мы говорили, этот вопрос рассматриваться не будет. Все же понимают, что если договорятся две крупные фракции, то мое «да» или «нет» не будет решающим.

А похоже, что договорятся?

Пока не знаю.

Кажется, «золотая» акция Блока Литвина в последнее время серьезно потускнела...

Меня сейчас меньше всего интересует «золотая акция» Блока Литвина. Вы прекрасно понимаете, что есть люди, которые не занимают никаких должностей, но к их мнению прислушиваются. Поэтому каждая акция имеет свою цену. И я всегда выступаю категорически против, когда на нас пытаются повесить ярлык «золотая акция». Мы просто делаем свое дело. То, что должны делать народные избранники. Мы ответственные люди. И это правда.

И все-таки, тема рокировок в правительстве по-прежнему на повестке дня?

Все будет зависеть от позиций Партии регионов и БЮТ - смогут ли они договориться и наладить сотрудничество во имя будущего страны или же их собственные перспективы станут во главу угла. В последнем случае постоянные наскоки на членов правительства в индивидуальном порядке будут происходить постоянно. Каждая сторона станет преследовать свои интересы, но в крайностях они будут сходиться. Поэтому неугодных министров просто «выщелкивают» по одному.

Недавно попал в опалу еще один министр - Юрий Луценко. Рассматривать его поведение во Франкфурте взялась парламентская следственная комиссия. Как вы думаете, выводы комиссии приведут к каким-то последствиям для самого министра? Ведь обычно заключения подобных комиссий так и остаются громкими заявлениями.

В идеале следственные комиссии - это инструмент оппозиции для влияния на власть. Но у нас все свелось к банальному сведению счетов. Та политическая сила, у которой есть 150 голосов, может по любому поводу создавать следственные комиссии. Но ведь ни одна комиссия не имеет возможности довести до конца начатое дело. Они формируются по пропорциональному принципу, и одна часть постоянно блокирует другую. Соответственно, отчет следственной комиссии - это, прежде всего, соло ее председателя. Которое, как правило, не имеет никаких последствий.

То есть Юрию Луценко можно расслабиться? О нем забудут?

Кажется, уже забыли, предварительно унизив страну. Каждая сторона вытянула из этой истории максимум возможного. Вы же видите, как это происходит в украинской политике. У нас есть масса событий-однодневок. Сегодня обсуждаем что-то одно, завтра переключаем внимание на другое. Посмотрим, каковы будут выводы следственной комиссии по поводу Луценко и будет ли настаивать на своем Партия регионов. Но, скорее всего, эту историю перекроют какие-то другие, более важные события.

А сама Юлия Тимошенко готова «сдать» министра, если это станет условием для объединения с «регионалами»?

За любой договоренностью нужно видеть результат. Понятно, что в процессе этих договоренностей такие чувствительные сферы, как, например, МВД, будут предметом особых торгов.

Как вы считаете, уход Виктора Балоги серьезно повлиял на ситуацию в политике?

Никак не повлиял. У нас как-то слишком преувеличивают значимость кадровых назначений или увольнений. Людям «впаривают» зрелища, но не дают хлеба.

То есть ажиотаж вокруг отставки главы Секретариата был преувеличенным?

Вы же видите, прошло несколько дней, и нет никакого ажиотажа. Думаю, все это - проблема взаимоотношений Ющенко и Балоги.

Вы один из немногих, кто открыто не критикует нынешнего президента. Наоборот, вы делаете в его сторону реверансы, дескать, его еще рано списывать, он еще покажет. Вы действительно так думаете?

Вы хотите, чтобы я присоединился к хору людей, которые пытаются добивать Ющенко? Я в этом не участвую. Убежден, что люди свои оценки поставят. Я только настаиваю на том, что президент страны не должен выступать в роли эксперта.

  «ПОСЛЕ КАЖДОГО ЭФИРА Я НЕ МОГУ ЗАСНУТЬ, АНАЛИЗИРУЮ СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ: НЕ ТАК СКАЗАЛ, БЫЛ НЕДОСТАТОЧНО УБЕДИТЕЛЕН»

 Владимир Михайлович, вам не бывает противно от бесконечных политических ток-шоу с их болтовней и взаимными бездоказательными обвинениями? Ведь даже вы не смогли избежать соблазна каждую пятницу появляться на телеэкране...

Я уже, наверное, месяц не был ни на одном политическом шоу. Для меня пятница - это всегда мука. Хочется к концу недели сбросить набранный за неделю груз, негатив. И каждый раз, когда приглашают на эфир, передо мной стоит дилемма: идти или не идти? Не пойдешь - потеряешь возможность что-то сказать. А когда начнется политическая кампания и ты сам будешь заинтересован в том, чтобы пригласили, тебе могут отказать. Дескать, надо было приходить, когда звали. Поэтому я, как человек деликатный, с одной стороны, не хочу никого обидеть, а с другой - не могу усидеть на месте, когда у меня нет возможности ответить оппоненту, поправить кого-то. Конечно, бесконечным сведением счетов в прямом эфире мы все порядком надоели людям. Хотя каждый из нас в глубине души убежден, что его все безумно любят. И я - не исключение. Но нужно иметь чувство меры, и тут я признаю правомерность вашего вопроса.

Надеюсь, я вас не обидела.

Меня нельзя обидеть. Поверьте, я себя казню сильнее, чем любые критики. После каждого эфира до утра не могу заснуть. Начинаю анализировать свое выступление: не так сказал, был недостаточно убедителен. Люди же остро чувствуют фальшь. А правдой наживаешь себе врагов.

Почувствовали на себе, что кампания началась?

Она и не прекращалась. Как только начинается очередной шквал писанины и критики, я для себя делаю вывод: мой рейтинг подрос. Но все написанное и сказанное обо мне, кроме некролога, я рассматриваю как пиар.

Как вы предполагаете, чем вас попытаются дискредитировать, кроме надоевших пленок Мельниченко? Готовы к очередной порции компромата?

Это все равно что к смерти подготовиться. Я ж не знаю, что там против меня приготовили.

Так вам тоже надо своими спецслужбами обзавестись...

Нет, надо просто жить и не бояться.

Вы обиделись на Трудовую партию, решившую поддерживать не вас, а Сергея Тигипко? Или это не стало для вас большим сюрпризом?

Это не стало для меня событием. Я не принадлежу к числу людей, которые нанизывают на себя партии и организации, а потом громогласно заявляют, что они имеют широкую поддержку. Я ищу иной поддержки - людей. Ведь у нас многие партии - это мелкий бизнес, который пытаются развить в период политических кампаний.

 

 

 

Вікторія ЧирваВікторія Чирва, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram