ГлавнаяПолитика

Падший революционер

Прошло более двух недель после потасовки Юрия Луценко с полицейскими в аэропорту Франкфурта-на-Майне, но вместо ответов на вопросы общество увидело спекулятивные попытки оправдать высокопоставленного чиновника. Человек, ответственный за правопорядок в своей стране и учинивший дебош в чужой, прикрывается больным 19-летним сыном.

Падший революционер
Фото: УНИАН

 В этом его поддерживают коллеги и премьер-министр страны. «Каждый отец должен защитить своего ребенка, особенно того, который находится в таком тяжелом состоянии, – убеждена Юлия Тимошенко. – И то, что из этого сегодня сделали шоу на ровном месте… Мне кажется, аморально против ребенка и вокруг ребенка, причем онкологически больного, поднимать такую волну политического пиара».

Руководитель правительства смотрит сквозь пальцы на то, что сын министра путешествует вместе с официальной делегацией МВД. Ей вторят авторитетные украинские издания, занявшие позицию адвокатов министра.

Но даже если сын Луценко летел на обследование в Южную Корею за свой счет, непонятно, почему министр занимался его лечением во время официальной командировки. Почему он не взял отпуск? Или привычка путать личное и общественное в украинском истеблишменте укоренилась так глубоко, что такая практика никого не удивляет?

По данным «Люфтганзы» и немецкой полиции, сын бузил наравне с отцом и совсем не по-детски. «Стюардесса «Люфтганзы, посоветовавшись с капитаном, не позволила пьяным мужчинам лететь дальше», – цитирует докладную франкфуртской полиции министру внутренних дел Германии Вольфгангу Шойбле еженедельник «Фокус», рассказывая, как в ответ сын Луценко начал разгневанно ругать женщину и ее коллег и швырнул в нее мобильным телефоном. Кстати, согласно украинскому законодательству, 19-летний «ребенок» считается совершеннолетним и полностью ответственен за свои поступки.

Интересно, что о судебном иске Луценко-младшего против газеты «Бильд» в Федеральном суде Берлина информирует пресс-служба украинского МВД, хотя сын не работает в милиции, а его отец временно отстранен. При этом в МВД не пытаются дезавуировать более тяжкие обвинения в адрес Луценко-старшего. Например, извиниться за обидную для немцев брань.

«По-совковому» хамское поведение в международном аэропорту, когда ни во что не ставится местная полиция, как и попытка замять скандал показывает, что наши политики так и не научились вести себя нормально. То есть меньше лгать и больше извиняться, если уж тебя поймали «на горячем». И даже если г-н Луценко останется в министерской должности в Украине, в любой другой стране мира на него будут смотреть как на пьяного дебошира из франкфуртского аэропорта.

На самом деле, обвинения в пьяной стычке с немецкими полицейскими в международном аэропорту Франкфурта-на-Майне стали логичным итогом звездной карьеры министра внутренних дел Юрия Луценко. Все это он уже проделывал в Украине. Выпивал в рабочее время, дрался на глазах у руководства страны, возил членов семьи в служебные поездки, избегая ответственности за слова и поступки

«Кто еще хочет сфотографироваться с министром для ГАИ?» – поощрял знакомых журналистов и депутатских советников Юрий Луценко в феврале 2005-го, блистая улыбкой перед фотокамерами. Парламентарии только что проголосовали за его назначение в МВД. В кулуарах Рады многие радовались, что ключевое силовое ведомство возглавил «побратим» с Майдана.

От него ожидали расследования резонансных дел и реформы МВД. Со временем большинство революционных инициатив первого штатского министра Юрия Луценко превратились в пшик. То, что кухарка не может управлять государством, в очередной раз подтвердилось.

Проваленный блицкриг

Приходу Луценко в первое правительство Тимошенко сопутствовала волна расследований против влиятельных руководителей времен Кучмы. Собранные данные привели к арестам в 2005 году бывшего председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова, главы Закарпатской облгосадминистрации Ивана Ризака и главы Харьковской облгосадминистрации Евгения Кушнарева.

В международный розыск были объявлены бывший управляющий Госделами президента Кучмы Игорь Бакай, экс-руководитель Киевской области Анатолий Засуха и Сумской области Владимир Щербань. Самый богатый человек страны, главный финансист президентской кампании Януковича Ринат Ахметов, получив приглашение «попить чаю» с Луценко, на несколько месяцев скрылся в Монако.

Министр внутренних дел с парламентской трибуны объявлял: по «делу Колесникова», которого подозревали в вымогательстве, предстоят задержания других «достаточно известных людей».

Вскоре г-н Колесников вышел на свободу, став влиятельным депутатом Верховной Рады от Партии регионов. Один из ключевых следователей в его деле, полковник УБОП Роман Ерохин убит. Главный обвинитель, бывший собственник торгового центра «Белый лебедь» Борис Пенчук оказался за решеткой, где свидетельствовал уже против Луценко и Ерохина. За вымогательство и сознательно неправдивое сообщение о преступлении Ворошиловский суд Донецка осудил Пенчука к 8 годам лишения свободы, а апелляционный суд Донецкой области лишь сократил срок до 6 лет.

По похожему сценарию развалилось «дело Щербаня», которого Юрий Луценко обещал лично встретить в аэропорту «Борисполь» «со всем командным составом». Изъятые при обыске жилья коллекции картин и оружия, которыми милиционеры хвастались с особым размахом, не попали в музеи. Не прошло и года, как Генпрокуратура не нашла доказательств вины экс-руководителя Сумщины в неуплате налогов, свидетели на очной ставке отказались от обвинений в вымогательстве, а на изъятые сотрудниками МВД ружья и пистолеты нашлись соответствующие разрешения. Дорогое оружие, как и картины, вернули владельцу.

Игорь Бакай, которого подозревали в злоупотреблениях в особо крупных размерах, как и экс-руководитель МВД Николай Билоконь, получил российское гражданство. Время от времени оба передают Луценко по телевизору приветы из Москвы.

Евгений Кушнарев еще при жизни выиграл иск о защите чести и достоинства против Юрия Луценко в Печерском районном и Апелляционном судах Киева. В прошлом месяце тот же Печерский суд удовлетворил иск Бориса Колесникова, требуя от Луценко опровергнуть публичные обвинения в вымогательстве в его адрес.

Из большой группы обвиняемых осужден лишь Иван Ризак. По решению Апелляционного суда Ивано-франковской области, экс-губернатор Закарпатья получил пять лет условно, с испытательным сроком в год. Впрочем, сам Ризак связывает решение не столько с действиями правоохранительной системы, сколько с работой лично Виктора Балоги.

Министерские «шалости»

Юрий Луценко известен обличительными заявлениями «на камеры», но «дожимать» дела по служебной линии и подкреплять следственные действия милиции документами и политическими инструментами ему не удается. Наоборот, сам министр не раз попадался «на горячем».

Заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин обвинял Луценко в незаконном присвоении специальных званий офицерам МВД и в незаконной выдаче боевых пистолетов гражданам, не имеющим права на ношение оружия. В ноябре 2006-го Печерский районный суд частично признал вину Луценко. Главный милиционер не нашел ничего лучше, чем сослаться на предыдущую практику. «До меня раздали 50 пистолетов, я раздал 50, и после меня раздадут», – оправдывался он в интервью «Фокусу».

«Украинская правда» подозревала Юрия Луценко в лоббировании коммерческих интересов фирмы его жены «Украинские новейшие телекоммуникации», которая претендовала на то, чтобы стать главным мобильным оператором для сотрудников милиции. А Генпрокуратура подловила Юрия Луценко на том, что, возглавляя МВД, он злоупотреблял служебным положением, используя ведомственные самолеты в личных целях. Впрочем, рассмотрев жалобу адвоката министра, Подольский районный суд не увидел в полетах главного милиционера и его семьи на рабочих самолетах в Крым и другие регионы ничего предосудительного.

Драку с киевским городским головой Леонидом Черновицким на глазах у участников заседания РНБО в Секретариате президента так просто замять не удалось. Почти полгода шло следствие, в ходе которого министр МВД отстаивал свою правоту. Дело «сдулось» лишь когда столичный мэр простил обидчика, отозвав заявление из ГПУ.

Реформы ради реформ

Придя к власти, министр МВД собирался научить милицию защищать граждан, а не беспокоить их. Он снимал спецномера с чиновничьих машин, боролся со льготными удостоверениями, проводил кадровые ротации в структурах Министерства, реформировал Госавтоинспекцию и спецподразделения, но к оздоровлению правоохранительной системы это не привело.

Из масштабных инициатив, провозглашенных в 2005-м, Луценко удалось добиться повышения штрафов за нарушение правил дорожного движения в 2008-м. Но европейские взыскания в стране с неевропейскими зарплатами без реформирования системы привели к повышению взяток сотрудникам Госавтоинспекции – с привычной «десятки» до 50–100 грн.

Полевой командир Майдана не только приспособился к существующим правилам, но и стал частью коррупционной политической системы. «Я договорился со своим другом Давидом Жванией, что он не будет перекупать депутатов из Партии регионов, чтобы у Рината Ахметова не было возможности распустить Верховную Раду», – раскрывает Юрий Луценко специфику своей работы в интервью Интернет-изданию «Форум». Политическая карьера бывшего революционера уже давно зависит от политических торгов, а не от задекларированных им принципов, общепринятых правил поведения и мнения граждан. 

Михайлина СкорикМихайлина Скорик, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram