Рада одобрила в первом чтении законопроект №4241, который усиливает защиту должников по потребительским кредитам и вводит нормы для коллекторов.
За проголосовали 355 народных депутатов.
В частности, запрещается использование техник агрессивного дозвона должникам, также законодательно устанавливается время, в которое его имеют право беспокоить.
НБУ получает контрольные полномочия, сможет удалять коллекторские фирмы с рынка за незаконное давление. Те, кто совершил серьезное нарушение этических норм, потеряют право на взыскание.
НБУ будет вести реестр коллекторских компаний. Юридическому лицу, которое не включено в Реестр коллекторских компаний, запрещается осуществлять урегулирование просроченной задолженности.
Коллекторам запрещается:
- совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя, других лиц (далее - должник), а также такие, которые ставят под угрозу его жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию, использовать угрозы, шантаж, осуществлять незаконные или неправомерные действия и/или оскорблять личное достоинство потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя и/или других лиц;
- вводить должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности, а также последствий, которые наступят для потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя в случае невыполнения условий договора;
- по собственной инициативе взаимодействовать с должником в период с 20 часов до 8:00;
- взаимодействовать с должником общим количеством более двух раз в сутки, кроме случаев их согласия на взаимодействие чаще. При этом взаимодействие с помощью средств связи считается состоявшимся, если в результате такого взаимодействия лицу передана информация о размере просроченной задолженности (размер кредита, проценты за пользование кредитом, комиссии и другие платежи, связанные с получением, обслуживанием и возвратом кредита), размер неустойки и других платежей, взимаемых при неисполнении обязательства по договору или закону;
- скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление должнику, о почтовом адресе или адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, или об отправителе почтового или электронного сообщения;
- использовать функцию (сервис) автоматического дозвона до потребителя в течение более 60 минут в сутки;
- использовать на конвертах или сообщениях, направляемых должнику, изображения, которые могут быть восприняты как содержащие угрозу, а также размещать на конвертах или сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на наличие задолженности, использовать надписи «исполнительный документ», «решение о взыскании», «уведомление о выселении» и т.д., а также использовать названия органов государственной власти и лиц, осуществляющих полномочия в сфере принудительного исполнения решений (государственные исполнители, частные исполнители и т.д.)
- каким-либо образом сообщать третьим лицам о задолженности потребителя или осуществлять взаимодействие с третьими лицами таким образом, что последним станет или может стать известна информация о задолженности потребителя, кроме случаев взаимодействия с представителем потребителя, который представляет его интересы в вопросе урегулирования просроченной задолженности и других вопросах, связанных с просрочкой задолженности, или лицом, в отношении которого потребителем дано согласие на передачу ему информации о наличии просроченной задолженности, а также других случаев, предусмотренных действующим законодательством Украины;
- требовать от близких лиц должника принять на себя обязательства по просроченной задолженности, если иное не предусмотрено договором или законом;
- требовать погашения задолженности иным способом, чем это предусмотрено законом или договором;
- по собственной инициативе любым образом взаимодействовать с потребителем, если он письменно путем предоставления всех подтверждающих и надлежащии образом оформленных документов сообщил, что его интересы при урегулировании просроченной задолженности представляет его представитель.
Национальный банк Украины в пределах своей компетенции вправе установить дополнительные требования к взаимодействию с потребителем при урегулировании просроченной задолженности (требования к этическому поведению).
Напомним, в декабре 2019 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2133 о защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности. Законопроект запрещал унижать, оскорблять, угрожать, запугивать должников. Впрочем, документ прошел только одно слушание.