Политическое окно для отмены моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения откроется в 2020 году - в первый год избрания нового парламента. Такое мнение в интервью на радио НВ в программе «Грошівперед»! высказал первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк.
Он напомнил, что запрет на продажу земель вступил в силу в 2001 году как временная мера для того, чтобы создать нормативную базу для урегулирования земельных отношений и инфраструктуру рынка земли. С тех пор парламент 9 раз продлевал мораторий.
Последствия такого решения, по мнению Мартынюка, вряд ли можно назвать положительными. Перекос в структуре аграрного бизнеса очевиден, считает Максим Мартынюк: крупный агрохолдинг один контролирует земельный банк в 700 тысяч га, в растениеводстве на 1000 га занято 7 человек, которые проживают не там, где работают, а обслуживают технику по время посевной и уборочной, развиваются только отрасли с быстрой окупаемостью.
"Животноводство и садоводство находятся далеко позади. Развивается в основном растениеводство на арендованных землях, срок окупаемости которого 9 месяцев: посеяли, собрали, продали. Риски в этой модели небольшие. Даже если будут проблемы с арендой земли. В животноводстве первую прибыль получат не ранее, чем через 3 года после вложения инвестиций. Здесь риски побольше – земля не в собственности, а арендодатель может и отказать в аренде", - рассказал замминистра.
Фермеры, считает первый заместитель, производят всего 5% от внутреннего валового продукта в АПК, потому что не могут купить землю и пользоваться ею как предметом залога для получения кредита.
Как ни парадоксально, введение моратория способствовало развитию рейдерства. По словам Максима Мартынюка, не известен ни один случай захвата урожая там, где земля находилась в собственности. Рейдеры захватывали урожай с земель, которые находились в аренде, пользуясь юридической неграмотностью арендаторов. Благодаря инициативе Минагрополитики и Министерства юстиции сейчас отобрать урожай по двойному договору аренды невозможно: регистратор физически не может внести данные регистрации по договору, который был ранее, до 2013 года, зарегистрирован в земельном кадастре.
«Земельная реформа начата, на самом деле, и этот файл загружен на 90%. Нам осталось только определить правила игры на рынке земли», – уверен Максим Мартынюк. - Будем надеяться, что это так, и Украина получит рынок земли в 2020 году".