Быть в тренде
Количество интернет пользователей в Украине в 2017-м году составило 19,2 млн человек. 33% из них покупают что-то онлайн минимум раз в год, 25% делают это регулярно. Причем более трети - с мобильных устройств, говорят данные GfK Ukrainе. При этом, рынку е-коммерс еще есть куда расти. Товары повседневного спроса (FMCG) составляют половину в структуре затрат среднестатистической семьи, и только 1% продаж в е-коммерсе.
Сегодня крупнейшие игроки глобального рынка e-commerce — это маркетплейсы. Потому Украина в этом плане следует общемировому тренду.
«Время разрозненных, не системных решений на рынке е-коммерса подходит к концу, - говорит Максим Рабинович, директор по развитию бизнеса «Укрпочты». - Сейчас рынок состоит из больших и системных игроков, которые развивают свои компетенции во всех элементах цепочки: сайт и его монетизация за счет маркетплейса, продвижение, логистика, фулфилмент (выполнение заказа - прим. ред.), закупки, финансы, а также среднего/мелкого бизнеса, который развивается на платформах этих системных игроков или в социальных сетях».
В случае данной сделки, речь идет о наращивании одним игроком компетенции за счет готового IT-решения и команды другого, добавляет эксперт. По его мнению, в долгосрочной перспективе это будет игрок на всех рынках - С2С, В2С, В2В (потребитель для потребителя, бизнес для потребителя, бизнес для бизнеса), который будет задавать стандарты для всех.
Анастасия Скибчук, аналитик компании Pro-Consulting, отмечает, что Prom.ua (часть EVO) и rozetka.com.ua имеют большой охват украинской аудитории – по данным Kantar TNS CMeter, соответственно 43% и 39% интернет-пользователей в возрасте от 14 лет по результатам июля.
Клиент в плюсе
Сейчас у Rozetka хорошо работает услуга прямой доставки потребителю, в EVO же сумели выстроить отношения с малым и средним бизнесом. Объединенная компания продолжит активно развивать направление маркетплейсов, что позволит малым и средним украинским предпринимателям продавать товары через сайты объединенной компании, гласит официальный пресс-релиз. В дальнейшем, благодаря логистике Rozetka, потребители получат более оперативную доставку товаров от предпринимателей-продавцов маркетплейсов. Для предпринимателей же будет гораздо больше возможностей строить бизнес на платформах объединенной компании.
Анастасия Скибчук добавляет: «Розетка уже давно расширила рамки своего амплуа магазина электроники, торгуя товарами различных категорий с разным успехом. Развитию одних направлений мешает наличие специализированных ресурсов с большей узнаваемостью среди интернет-пользователей, развитию других – необходимость иных механизмов работы с товаром и клиентом, нежели у Розетки (особенно в направлениях одежды, обуви, продуктов питания)».
По мнению эксперта, эти вопросы поможет решить компетенция EVO, которые уже успешно запустили ряд маркетплейсов: Prom.ua, Bigl.ua, Zakupki.prom.ua, Crafta.ua, Shafa.ua, Вчасно, Kabanchik.ua, Satu.kz, Deal.by.
«У EVO уже есть проверенная система работы с продавцами и покупателями маркетплейсов, система программного обеспечения покупок, а также механизмы обеспечения безопасности онлайн-торговли. Для EVO же эта сделка означает возможность использования логистических ресурсов Розетки, её оффлайн-опыта».
До монополии далеко?
В результате планируемой сделки Rozetka выкупит долю Naspers в группе компаний EVO. Напомним, что южноафриканский медиахолдинг Naspers приобрел мажоритарный пакет в на тот момент сервисе Prom.ua (часть группы EVO) в 2009 году. По оценкам участников рынка, контроль над компанией обошелся Naspers в 1 млн долларов США.
Доля основателей EVO трансформируется в долю в объединенной компании. Все существующие проекты продолжат свою работу, а операционное управление бизнесами останется неизменным.
В интервью ресурсу k750 Владислав Чечеткин, основатель Розетки, заявил, что не видит причин опасаться создания монополии: «Мы вообще считали, что получим разрешение по ускоренной процедуре. После мы перешли в обычную, а теперь в усложненную – назовем ее так. Мое личное мнение – до монополии нам очень далеко. Как может быть у кого-то монополия в украинском интернете, если тут есть Google, Facebook, Instagram, Ebay, Alibaba и все остальные?»
По его словам, сделка планировалась давно и АМКУ рассматривает обращение уже 45 дней. «Теперь добавили еще три месяца, за которые, мы надеемся, решение будет вынесено», - говорит Чечеткин.
Возможные результаты сделки (прогноз эксперта из Pro-Consulting):
- изменение и/или унификация правил размещения товаров на всех маркетплейсах, которые будут входить в объединённую компанию;
- направление маркетплейса в Rozetka получит новый виток развития за счет опыта, человеческих и технических ресурсов EVO;
- у EVO большая клиентская база как в Украине, так и в нескольких других странах, поэтому можно говорить о возможности масштабирования бизнеса;
- на данный момент нет речи о закрытии какого-либо из проектов, поэтому негативных изменений для покупателей не предвидится, но в дальнейшем объединенная компания может сократить количество интернет-ресурсов, отказавшись от наименее прибыльных.