Владимир Ващенко - партнер и со-основатель юридической компании VB PARTNERS. По версии профессиональных рейтингов Best Lawyers, Who is Who Legal, Владимир Ващенко был признан одним из ведущих специалистов Украины в сфере налогового права и судебной практики. Ниже Владимир Ващенко делится экспертным мнением про законопроект о нулевом декларировании.
Идея нулевого декларирования была озвучена еще Кабинетом Арсения Яценюка в конце 2014 года. Тогда, в одном пакете с налоговыми изменениями предлагались условия налоговой амнистии. Все декларируют имущество и активы на 1 октября, суммы более 200 т. грн. вносятся на банковские счета, с незадекларированных доходов уплачиваются 3 %.
По мнению Владимира Ващенко, продолжившийся банковский звездопад похоронил такой подход. Кроме того, идея загнать накопления граждан в банки является несостоятельной в принципе, поскольку мирное внебанковое обладание денежными знаками не нарушает ничьих конституционных прав и не несет угрозу государству.
Вторым барьером является невозможность всеобщего декларирования. Миллионы граждан не оштрафуешь за неподачу декларации. Потребуется смена нескольких поколений для восприятия декларирования доходов как естественного процесса.
Владимир Ващенко о законопроекте про нулевое декларирование.
По проекту 2016 года с подачей «нулевой декларации» лицо освобождалось от необходимости указывать источники происхождения, основания приобретения права собственности и стоимость активов. В случае неподачи отчета декларируемыми предлагалось считать зарегистрированные или задекларированные активы по состоянию на 31 декабря 2015 года, а также средства в размере 1 млн грн. Декларант получал право уплатить налог с самостоятельно определенного размера дохода по ставке 5%.
12 марта этого года на встрече Президента с бизнес-ассоциациями АСС, ЕВА и СУП тема нулевого декларирования снова была вынесена на публичное обсуждение. И связали ее с обещанием свободного перемещения капитала. Так, глава парламентского комитета по вопросам налоговой политики Нина Южанина ссылалась на необходимость налоговой амнистии, а Президент прямо на встрече подписал законопроект «О валюте».
19 марта президентский проект был зарегистрирован в парламенте.
Владимир Ващенко: по данному проекту декларируется возможность свободного, а не окольными путями, инвестирования средств из Украины в недвижимость и акции, возможность размещения средств с источником из Украины на иностранных счетах. Но эта возможность будет касаться только легальных доходов, с которых уплачены налоги в Украине.
По мнению Владимира Ващенко, целесообразно делать акцент не на возможности трансграничного перемещения средств из Украины, а на взрывных последствиях ближайшей перспективы автоматического обмена налоговой информацией между странами.
Владимир Ващенко - Foreign Accounts Tax Compliance Act (FATCA) приходит в Украину.
Foreign Accounts Tax Compliance Act (FATCA) приходит в Украину. В прошлом году Украина подписала межправительственное соглашение, а в этом году Кабинет Министров внес необходимые законопроекты в парламент. Практическая реализация ожидается уже осенью 2018 года.
Этот закон США 2010 года направлен на борьбу с налоговыми уклонениями самих американцев. Но фактически создал условия для автоматического обмена информацией о любых счетах и их владельцах.
Американская модель легла в основу стандарта автоматического обмена информацией о владельцах финансовых счетов OECD. Так что, банковский мир окончательно становится прозрачным для фискальных органов, а офшоры уходят в небытие.
Владимир Ващенко: в ближайшем будущем фискальной службе откроется полностью благосостояние отдельных граждан за пределами Украины. И это будет касаться уже не только заводов, газет и самолетов олигархов. Например, недавно налоговая служба Венгрии в одностороннем порядке уже информировала ГФС Украины об иностранных счетах и операциях украинцев.
В 2018 году рассматривается подход к нулевому декларированию продолжает свое развитие. Резидентам Украины может быть предложено задекларировать серые доходы и заплатить налог в размере 1 % с суммы от 1 до 25 млн., 2 % с суммы от 25 до 50 млн., 3 % с суммы от 50 до 75 млн. и т.д. до 5 %.
Эти средства не должны быть добыты преступным путем, кроме «чистого уклонения». Но юридически вопрос не только в уходе от уплаты налогов и некриминальном происхождении средств. Имела ли место подделка документов? Были ли использованы доходы в финансовых операциях и инвестициях?
В 2015 году законодатель отнес к преступным средствам те, которые могут быть предметом отмывания, а также неуплаченные в особо крупном размере налоги. А по уголовному закону легализация средств - это уже особо тяжкое преступление с лишением свободы до 12 лет и с возможной конфискацией имущества…
После налоговой амнистии 2014 года для бизнеса, использовавшего «площадки», у общества осталось неоднозначное ощущение. С одной стороны, многие вышли из налоговых споров и потенциальных уголовных дел с наименьшими потерями. С другой стороны, силовики, используя приплывшую в руки информацию, давили на бизнес и бенефициаров. Расследованием околоденежных дел занялись целый ряд ведомств, только под различными составами – служебный подлог, покушение на завладение бюджетными средствами, финансирование терроризма и т.д.
Владимир Ващенко: идея прощения старых налоговых грехов может уже и не такая плохая. Пока она имеет нечеткие очертания, но без доверия общества к государству она не сработает. У европейских соседей есть не только положительные, но и отрицательные примеры.
Зато действенными оказались меры по ограничению наличных расчетов, осуществление финансового мониторинга и проверка банками источников средств. С прошлого года, граждане с серыми доходами стали испытывать трудности в приобретении автомобилей и недвижимости, оформлении виз, а в некоторых случаях даже со снятием собственных средств в банках.