ГлавнаяЭкономикаБізнес

Украинские автопроизводители призывают власти спасать отрасль

Без взвешенной государственной антикризисной промышленной политики украинский автопром обречен, считают участники круглого стола.

Украинские автопроизводители призывают власти спасать отрасль

На фоне угрожающих тенденций деиндустриализации и потери Украиной нескольких высокотехнологичных отраслей, деловое сообщество призывает правительство и парламент принять ряд законов и комплексных долгосрочных программ развития промышленного комплекса.

Об этом говорилось на круглом столе, который состоялся 11 апреля в Украинском союзе промышленников и предпринимателей, передает "Интерфакс-Украина". В мероприятии приняли участие основные игроки национального авторынка, представители государственной и местных властей.

Участники отметили, что украинская автомобильная отрасль переживает глубокий затяжной кризис, острый негативный эффект на ситуацию имеет отсутствие антикризисных мер со стороны государства, невнятная промышленная политика и недостаточное внимание властей к созданию благоприятной экономико-правовой среды для производителей. В течение последнего десятилетия предприятия автопрома самостоятельно противостоят вызовам, масштаб которых значительно превышает их возможности.

К основным причинам драматического состояния в отрасли участники круглого стола относят: значительное падение рынка новых легковых автомобилей с 600 тысяч в 2008 до 82 тысяч в 2017; снижение ввозных пошлин и либерализация импорта б/у авто; отсутствие урегулирования ситуации с массовым ввозом на территорию Украины б/у машин с иностранной регистрацией, в том числе с нарушениями таможенного режима; активный импорт автомобилей из Узбекистана в нарушение правил ВТО; дезинтеграция Украины с основными экспортными рынками; полное отсутствие государственной поддержки отрасли в вопросах вывода продукции украинского автопрома на европейские рынки.

Как следствие, сегодня из 12 автосборочных заводов работают лишь 7, производственные мощности используются на 1,8% от проектных; количество рабочих мест сократилось с 36,3 тысяч человек в 2008 до 8 тысяч человек в 2018-м и продолжает сокращаться; на внутреннем рынке доля продукции отечественных заводов сократилась в пять раз и не превышает 10%; экспорт практически отсутствует; отчисления автопредприятий в бюджет составляют всего 2% от уровня докризисного 2008-го.

По официальным данным, на начало года долги ЗАЗа перед банками составляли 3 млрд. грн. и 24 млн. долларов, корпорация "Богдан" задолжала более 4 млрд. гривен, а долг "Еврокара" достиг 2,7 млрд. гривен. При этом до кризиса 2008-го ЗАЗ инвестировал в производство 380 млн. долларов, "Богдан" – 345 млн. долларов, "Еврокар" – 250 млн. долларов.

"Ресурс отечественного бизнеса практически исчерпан – сегодня у нас уже не осталось ни финансовых, ни иных аргументов для удержания квалифицированных кадров, поддержки производства, не говоря уже о его развитии, – отметил Александр Козис, глава правления Корпорации "УкрАВТО". – При этом мы уверены, что модернизированные украинские предприятия имеют огромный потенциал для полномасштабного возобновления работы. Все, что нам нужно, это грамотное системное государственное управление промышленным комплексам, взвешенная фискальная и инвестиционная политика, стратегическое видение руководства страны в вопросах долгосрочного развития отрасли и промышленности в целом. И мы должны сделать все возможное, чтобы позитивный сценарий развития Украины как индустриального государства был реализован".

В 2018-м существует высокая вероятность банкротства нескольких предприятий-производителей легковых автомобилей и консервации части производственных мощностей.

"В прошлом году деловое сообщество утвердило "Платформу экономического патриотизма" – рекомендации руководству страны по ускорению темпов экономического развития и прекращения неприемлемых тенденций деиндустриализации. Отдельные из предложенных решений уже учтены: рассрочка ввозной НДС на оборудование, снижение ставок портовых сборов на 20%, создание Экспортно-кредитного агентства и тому подобное. Впрочем, указанные решения правительства в основном составляют "точечные" меры, некоторые из которых внедрялись под большим давлением предпринимательского сообщества, – отметил президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. – Комплексной промышленной или хотя бы отраслевой политики по-прежнему нет. Например, украинский автопром, еще 10 лет назад формировавший 4% ВВП страны, имевший приличный экспорт и создававший более 36 тыс. рабочих мест, сейчас на грани выживания".

Участники круглого стола призвали представителей органов власти к конструктивному диалогу и немедленной имплементации эффективной и взвешенной государственной антикризисной промышленной политики, без которой украинский автопром обречен.

По результатам обсуждения вызовов, рисков и проблем развития существующего потенциала автомобильной отрасли участники мероприятия подготовят ряд антикризисных мер и предложений, которые обещают передать в Верховную Раду, Кабинет Министров и Министерство экономического развития и торговли до конца недели.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram