Сектор газа
Реформа рынка газа относительно успешная реформа предыдущих лет, о которой с удовольствием отчитываются и украинские, и европейские чиновники. Впрочем, она завершена лишь наполовину - потребители пока не ощущают ее результатов на себе.
В прошлом году правительство должно было завершить разделение НАК «Нафтогаз Украины» (так называемый «анбандлинг»), после чего транспортировкой газа будет заниматься независимая компания. Это полностью соответствует европейским правилам работы. Однако разделение «Нафтогаза» пока отстает от графика, утвержденного самим правительством. Слишком большие средства вращаются в сферах добычи и транзита газа, что обуславливает острую «подковерную» борьбу за контроль над газовой отраслью.
Осенняя попытка Минэкономразвития взять контроль над компанией «Укргаздобыча» даже вызвала международный скандал. Если борьба за контроль, а не за прозрачную систему продолжится - Украина рискует в ближайщее время потерять большую часть транзита российского газа, а обходные газопроводы станут реальными каналами поставок газа в Европу.
Также согласно реформы должна быть создана отдельная структура, которая отвечала бы за поставки газа в жилые дома. Потребитель будет платить за использование сетей, а продавать газ ему сможет кто угодно. С появлением конкуренции изменятся цены на газ - они станут разными, как, например, различаются между собой тарифы операторов связи.
Несмотря на утверждения руководства «Нафтогаза» о том, что компания не является монополистом на газовом рынке, по поставкам газа населению и предприятиям теплокоммунэнерго НАК вне конкуренции. Данный сектор составляет более двух третей потребления газа в стране. В тоже время «Нафтогаз» в полной мере не выполняет своей функции надежного поставщика газа для тепловиков. Так, по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности компании Государственной аудиторской службой Украины был сделан вывод, что «компания системно игнорирует принятые правительством решения и, пользуясь своим монопольным положением и несовершенством действующего законодательства, не обеспечивает производителей тепловой энергии природным газом» в достаточных объемах. А это, в свою очередь, ставит под угрозу возможности предприятий обеспечивать потребителей теплом.
С другой стороны - долги предприятий ТКЭ, частично обусловленные значительным объемом невозмещенных льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако, правительство поручило решать проблему долгов теплогенерирующих предприятий за газ руководителям органов местного самоуправления
Фактически монопольно и почти бесплатно пользуются распределительными сетями облгазы. И допускать к газовой трубе конкурентов пока не собираются. Ситуация заморожена не первый год, и торможение реформ в этой сфере благодатное поле для политического популизма.
Регулятор нам поможет ?
В ноябре 2016 г. вступил в действие закон о новом регулятора в энергетике (НКРЭКУ). Это ключевая структура, от имени государства определяет правила, по которым функционируют монополии. Национальная комиссия отвечает за регулирование энергетического рынка страны годовым объемом до 500 млрд гривен. НКРЭКУ утверждает тарифы на коммунальные услуги, электроэнергию, транспортировку газа и нефти, выдает компаниям лицензии и утверждает инвестиционные программы участникам рынка и так далее.
В соответствии с законом, в состав регулятора входят семь членов, в том числе и председатель НКРЭКУ, решение принимается большинством голосов, то есть голосовать должны по меньшей мере четыре члена регулятора.
Когда депутаты принимали этот закон, они декларировали полное обновление состава членов НКРЭКУ с целью создания органа, независимого от политического и олигархического влияния. Именно поэтому в положениях закона четко определены сроки ротации членов регулятора, которые утверждаются президентом страны. В течение текущего года должны были быть уволены пять из семи членов регулятора.
В соответствии с законом, назначения новых членов НКРЭКУ осуществляется на условиях открытого конкурса. В течение года должна была быть создана конкурсная комиссия из пяти человек. В октябре-ноябре были утверждены только три члена комиссии, а для начала конкурса нужно минимум четыре полномочных членов.
С середины ноября прошлого года НКРЭКУ потеряла возможность принимать решения из-за отсутствия кворума. А конкурсная комиссия так и не начала свою работу. Из-за этого регулятор не смог принять более 150 решений для отрасли.
В этих условиях Верховная Рада 7 декабря приняла в целом законопроект, которым уполномочила главу государства самостоятельно назначать сроком на три месяца членов регулятора на вакантные должности.Это временная мера, призванная вернуть НКРЭКУ легитимность. Проще говоря, в ближайшие время президент Петр Порошенко самостоятельно назначает как минимум четырех членов НКРЭКУ сроком на три месяца. В случае, если по истечению этого срока, отбор членов комиссии на конкурсе не состоится, президент сможет повторить это назначение.
В итоге, как минимум до февраля-марта 2018 г., в Украине будет действовать ручной регулятор, влияние на которого ограничивается президентом и его администрацией. Это полностью противоречит реформе НКРЭКУ, которая призвана сделать энергетический регулятор независимым от политиков органом власти.
Обновленный состав НКРЭКУ уже 28 декабря принял решение увеличить на 15,4% прогнозную оптовую рыночную цену (ОРЦ) на электроэнергию на 2018 г.
ОРЦ - это цена электроэнергии, по которой в новом году производители электроэнергии (атомные, тепловые и другие станции) будут продавать ее в оптовый рынок. НКРЭКУ устанавливает ОРЦ на весь год, но может ее корректировать. Крупнейшие производители электроэнергии в стране - атомные станции (55%) и тепловые электростанции (29%).
Согласно обоснования роста оптово-рыночных цен на электроэнергию прогнозный энергобаланс на 2018 г. предусматривает существенное снижение доли электроэнергии, произведенной на атомных станциях. Это самая дешевая электроэнергия в стране.
АЭС снизят свою долю в общей структуре производства электричества с 55% до 52,9%. Параллельно ожидается увеличение доли электроэнергии произведенной на теплоэлектрстанциях (ТЭС). Эта электроэнергия значительно дороже генерируемой на АЭС. Доля ТЭС вырастет с 29% до 30,6%.
Таким образом, энергобаланс на 2018 г. предусматривает снижение производства самой дешевой электроэнергии АЭС на 1,28 млрд кВт-час и рост производства более дорогой ТЭС на 3,68 млрд кВт-чач.Также рост ОРЦ обусловлен инфляцией, ростом зарплат, девальвацией гривни и повышением цен на газ.
Возникает естественный вопрос: почему планируется снижение доли дешевой электроэнергии производимой на атомных электростанциях и повышается доля более дорогой производимой на ТЭС? Прямого ответа в документах НКРЭКУ обнаружить не удалось. Можно предположить, что устаревшее оборудование украинских атомных реакторов вырабатывает свой ресурс. Сроительство новых энергоблоков не планируется. Нет,как обычно, денег. Также, слабым местом украинской атомной энергетики остается зависимость на 70% от российского ядерного топлива.
А кому выгоден рост производства электроэнергии теплоэлектростанциями? Как известно, 70% мощностей ТЭС в Украине владеет холдинг ДТЭК Рината Ахметова. По некоторым подсчетам монополист может получить до 10 млрд грн дополнительной выручки при введении новых ОРЦ. Кроме того, ТЭС, в основном, работают на угле. А « ДТЭК Энерго» (собственник тот же), к примеру, добывает более 60% угля в стране.
Прямого влияния на тарифы на электроэнергию для населения рост оптовой цены пока иметь не будет. Повышение цены в первую очередь затронет промышленные предприятия и бюджетные учреждения. Для них средний рост цены на электроэнергию, по итогам года, может составить те самые 15,4%.
Тем не менее, повышение цен на электричество для промышленности в любом случае приведет к удорожанию отдельных видов товаров и услуг, которые потребляет население. Кроме того, резкий рост цен на электроэнергию делает менее конкурентоспособными энергоемкие отрасли, в том числе металлургию.
Законы есть, а результат – ждите
По оценкам экспертов, мероприятия, предусмотренные Планом имплементации Соглашения об ассоциации, в целом выполняются, хотя в большинстве это касается трансформации требований на уровне законодательства.
Так, парламент Украины принял закон «О рынке электрической энергии», создан Координационный центр при Кабинете Министров по проведению реформы энергорынка, осенью началось оглашение и обсуждение первых нормативно-правовых актов для организации работы рынка, начата корпоратизации НЭК «Укрэнерго», сделаны первые шаги в реорганизации ГП « Энергорынок ».
Поступательное движение в этом направлении было приостановлено в связи с искусственно созданной неспособностью НКРЭКУ принимать необходимые решения. Правительством была принята Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 г. , но пока отсутствует план ее реализации.
В сфере энергоэффективности были приняты все предусмотренные законы так называемого «энергоэффективного» пакета.
Процесс преобразований тормозят малые объемы финансирования программы «теплые кредиты» в Государственном бюджете 2018 г., а также задержка с принятием и обнародованием ключевых документов по работе Фонда энергоэффективности.
Фонд энергоэффективности, который должен был заработать в 2017 г., начнет свою работу не ранее чем с июля 2018 г.. Это обусловлено тем, что принятие подзаконных актов, согласно которым необходимо проводить сертификацию и аудит зданий, затягивается.
Поэтому, вероятно, ОСМД в 2018 г. будут определенное время лишены права воспользоваться государственной поддержкой внедрять энергоэффективные мероприятия. Кроме того, алгоритм действия для ОСМД не предусмотрено подзаконными актами, а ээто может быть одной из причин низкого спроса на продукты Фонда.
Таким образом, если сравнить проведение реформ в нашей стране с работой компьютера, то он у нас постоянно «тормозит» и «глючит». Периодические перезагрузки не помагают. Может, операционную систему сменить?