ГлавнаяЭкономикаДержава

Проезд закрыт. Почему украинские фуры не могут въехать в Польшу

Тысячи украинских грузовиков «застряли» на границе с Польшей. Потери экспортеров, по оценкам Федерации работодателей Украины, составляют порядка 780 тыс евро за сутки простоя. Репутационные потери украинских производителей никто не посчитает даже приблизительно - некоторые машины ждут отправки с начала ноября. И проблеме, оказывается, не первый год, но центральная власть вместо адекватных решений лишь усугубляет ситуацию.

Фото: 2000.ua

Ежегодно Украина в лице Министерства инфраструктуры договаривается со странами партнерами о предоставлении разрешений на провоз грузов и пассажиров. Принцип квотный и так как украинский экспорт активно переориентируется с Востока на Запад, выделяемых нам квот не хватает хронически. К концу года приходится просить о выделении дополнительных разрешений для наших перевозчиков. Динамика многозначительная - если в 2015 году Мининфраструктуры получило 12, 2 тыс. дополнительных разрешений, в 2016-м - уже 32 тысячи, а за неполные 11 месяцев 2017-го - свыше 68,8 тысяч разрешений. И если в 2015-м нам требовались дополнительные разрешения лишь для въезда в пять стран - Италию, Беларусь, Бельгию, Молдову и Польшу, то уже в 2017-м речь идет о пятнадцати странах. Очевидно, что аппетиты украинских перевозчиков растут и не понятно, почему профильное министерство не учитывает этот тренд. Ведь дефицит разрешений возникает к концу года постоянно, просто с каждым годом ситуация усугубляется.

В Ковеле и окрестностях Львова стоят тысячи грузовиков, ожидающих разрешения на выезд в Польшу. Несмотря на то, что уже 10 ноября бы понятно, что годовая польская квота в 200 тысяч исчерпана, ни профильное министерство, ни Укртрансбезопасность не уведомили перевозчиков, о том, что квоты закончились.

Машины продолжали комплектовать и отправлять в пункты выдачи разрешений. Там они, не получив разрешения, и оставались в ожидании, что ситуация изменится со дня на день. В итоге на сегодняшний день грузовики буквально оккупировали все возможные окрестные стоянки, АЗС, обочины международной трассы Киев - Варшава. И конечно нашлись те, кто увидел в происходящем политическую подоплеку, обвинив Польшу в торговой войне против Украины. Впрочем, пока ничьей вины, кроме собственной, разглядеть не удалось.

За прошлый год наш экспорт сократился почти на 5% в сравнение с 2015-м, но экспорт в Польшу вырос, причем более чем на 11% в сравнение с предыдущим годом, составив 2,2 млрд долл. США. Это не львиная доля, а лишь 6% от общего объема экспорта, но динамика хорошая. Кроме того важно учесть, что Польша, в отличие от многих других стран, выдает универсальные разрешения на ввоз товаров, не выделяя транзит в отдельную категорию. Соответственно объемы польского экспорта, это лишь часть товаров, провозимых нашими перевозчиками через территорию Польши.

Фото: Darek Delmanowicz/PAP

Если мы посмотрим на экспортную статистику за 2016 год по ЕС в целом, то обнаружим, что при общем падении, экспорт в ЕС выросла за год на 3%, а доля в общих объемах составила 37% или 13,4 млрд долл. США. И возросшая потребность в транзите через Польшу - логичное и предсказуемое последствие того, что украинский бизнес стал активнее торговать с Европой. Но польские квоты на ввоз товаров в нынешнем году увеличены не были, как и годом ранее.

Вполне ожидаемо в 2017-м ситуация усугубилась. За девять месяцев 2017-го, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, общий экспорт вырос на 21%, экспорт в Польшу на 26%, уже достигнув 2 млрд долл, а экспорт в страны ЕС показал 30% рост, достигнув 12,5 млрд за девять месяцев. Естественно прошлогодняя квота в 200 тысяч, которой и в 2016-м не хватило, в 2017-м исчерпалась еще быстрее, на самом деле еще прошлом месяце. Но Польша выделила Украине еще 10 тысяч дополнительных разрешений, которые тоже стремительно закончились.

Министерство инфраструктуры снова попросило польскую сторону выделить дополнительные разрешения и, получив согласие, уже пообещало напечатать еще три тысячи разрешений категории «Евро-3» и две тысячи разрешений категории «Евро-5». По оценкам перевозчиков, этого хватит лишь для того, чтобы отправить в Польшу уже скопившиеся под Львовом и Ковелем машины. Как работать еще месяц до конца года они не понимают.

В среднем в месяц украинская сторона использует 20 тысяч разрешений и наиболее популярной является категория «Евро-3», так как далеко не у всех перевозчиков в автопарке вообще есть машины выше этого стандарта.

Перевозчики убеждены, что Мининфраструктуры недостаточно внимание уделяет вопросу квот, и проблему давно нужно было решить, так как Польша – основное направления для экспортеров в страны ЕС. Действительно, на сегодняшний день Мининфраструктуры уже договорилось об увеличении квоты разрешений в будущем году с Эстонией, Чехией, Литвой, Бельгией, Италией, Сербией, Британией, но не с Польшей. Переговоры еще предстоят и перевозчики надеются, что правительство учтет, что экономика страны меняется, Украина развивает свой транзитный потенциал и выходит на новые рынки.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram