ГлавнаяЭкономикаФінанси

От гаражей к инфляционному таргетированию: о чем молчит НБУ в годовых отчетах

Автор благодарен Андрею Кириленко за ценные идеи и советы при осуществлении исследования

VoxUkraine специально для LB.ua

Здание НБУ в Киеве
Фото: tsn.ua
Здание НБУ в Киеве

В статье проанализирован контент годовых отчетов НБУ, начиная с первых лет независимости Украины. На основе технологий текст майнинга (text mining) оценено, как НБУ освещал выполнение своих функций в его годовых отчетах.

Украинцы и иностранные партнеры могут узнать об итогах работы НБУ из его годового отчета. В анонсе к годовому отчету за 2014 год Нацбанк указывает, что в документе отражаются ключевые аспекты деятельности НБУ и раскрывается содержание денежно-кредитной политики. Годовой отчет НБУ публикуется с 1992 года и с 2001 года размещается веб-сайте. Такая публикация является общепринятой практикой центральных банков всех стран мира.

В этой статье проанализировано, как НБУ освещал выполнение своих функций в годовых отчетах. В частности, мы попытаемся найти ответ на 2 вопроса:

  1. «Освещал ли НБУ в годовых отчетах, как он выполняет свои функции?»,
  2. «Освещал ли НБУ в годовых отчетах, как он выполняет функции центрального банка?».

Ответ на первый вопрос заключается в сопоставлении деятельности НБУ с его функциями, которые определял законодатель. Ответ на второй вопрос должен учитывать, что законодательство о деятельности НБУ долгое время не соответствовало мировой практике центрального банкинга. Мы предполагаем, что действующая сейчас редакция Закона «О НБУ» максимально приближает функции НБУ к функциям центрального банка страны согласно мировой практике. Поэтому, для ответа на второй вопрос, деятельность НБУ сравнивается с его функциями в соответствии с последней принятой на момент этого исследования редакцией закона (по состоянию на 01/05/2016).

В исследовании использованы подходы текст майнинга (text mining). Степень освещения функций НБУ в его годовых отчетах измеряется на основе показателей сходства контента годового отчета и функций НБУ. Источники информации и методология анализа приведены в приложении 2.

Судя по контенту годового отчета НБУ, в первые годы независимости регулятор почти не выполнял функции центрального банка страны. Содержание годовых отчетов НБУ в эти периоды почти не имеет отношения к денежно-кредитной политике. Термины, которые связаны с деятельностью центрального банка встречаются редко.

На первый взгляд контент отчета НБУ в 1992 году (рисунок 1 ниже) скорее напоминает документ компании, которая занимается управлением недвижимостью. Наиболее часто используется слово «строительство», много информации о количестве жилья, которое построил НБУ для своих сотрудников, о строительстве гаражей и приобретении оборудования; никаких упоминаний о деньгах, ценах, процентных ставках и обменном курсе. Слово «оборудование» занимает 6 место по частоте использования, «жилище» — 11 место, «гараж» — 14. Контент годового отчета за 2014 год радикально отличается — перечень наиболее часто используемых слов содержит типовые сроки денежно-кредитной политики и банковской деятельности. Динамику изменения контента годового отчета можно проследить в приложении 1.

В первые годы независимости слово «Украина» встречается в отчетах не часто, в основном в словосочетании «Национальный банк Украины». Частота слова «Украина» (за исключением словосочетания «Национальный банк Украины») в годовом отчете за 1992 год занимает 85 место. В свою очередь, очень часто используется слово «республика» — 8 место по частоте использования. За 2-3 года ситуация изменилась — слово «Украина» стало одним из самых часто используемых в отчете, а «республика» использовалось значительно реже. Частота использования слов «строительство» и «гараж» значительно снижается после 1998 года, а слов «финансовый» и «риск» — увеличивается после 1998 года. Термины «инфляция/цены» и «учетная ставка» с 2000 года используются чаще, чем в предыдущие годы, однако по частоте использования они остаются на 66 и 85 местах.

В первые годы независимости законодательно определенные функции НБУ почти не соответствовали функциям центрального банка в их современном понимании. С 1991 года функции НБУ определялись законом «О банках и банковской деятельности», а после — законом «О Национальном банке Украины». Законодатель определял 4-5 основных функций НБУ и перечень операций, которые НБУ должен выполнять. В 1996 году была принята Конституция Украины и определено, что «обеспечение стабильности денежной единицы является основной функцией центрального банка государства — Национального банка Украины». В 1999 году вступил в силу закон «О Национальном банке Украины», функции регулятора изменились, было выделено одну основную функцию — обеспечение стабильности денежной единицы Украины — и другие функции, которые впоследствии менялись и дополнялись. На данный момент законодатель установил, что при выполнении своей основной функции Национальный банк должен исходить из приоритетности достижения и поддержания ценовой стабильности в государстве, способствовать финансовой стабильности, в том числе стабильности банковской системы, и соблюдению устойчивых темпов экономического роста. Перечень других функций НБУ сейчас состоит из 31 пункта.

На рисунке 3 показано, как менялись функции НБУ и контент его годового отчета в разные годы. Оба документа значительно изменились за время независимости.

На рисунке 3а для каждого года рассчитано сходство функций НБУ, которые были установлены законодательством в то время, с теми, которые действуют сейчас. Поскольку мы предположили, что действующие сейчас функции НБУ соответствуют современной мировой практике центрального банкинга, рассчитанные показатели можно интерпретировать как степень сходства функций НБУ с принятыми в мире функциями центрального банка. Исходя из приведенных показателей, можно сделать вывод, что законодательно установленные функции НБУ постепенно становились похожими на функции центрального банка страны. В 1992 году функции НБУ отвечали функциям центрального банка только на 52%, следующие 6 лет — на 62%, т.д. Поэтому, можно сделать вывод, что длительное время словосочетания «функции НБУ» и «функции центрального банка страны» нельзя было считать синонимами.

Как видно из рисунка 3а, принципы деятельности НБУ должны были значительно измениться в 1993, 1999, 2002, 2006, 2011 и 2013 годах в связи с изменениями законодательно определенных функций. Вместе с тем, существенные изменения контента годовых отчетов регулятора (рисунок 3б), происходили с 1995 по 2001 годы. После 2001 года, когда НБУ начал размещать отчет на веб-сайте, его содержание продолжало постепенно меняться, однако, эти изменения были менее существенными.

В течение всего периода независимости Украины, НБУ никогда в полной мере не отражал в своем отчете, как он выполняет свои функции (рисунок 4). Контент годового отчета НБУ максимально отражал его законодательно определенные функции в период с 2002 по 2012 год (рисунок 4а). После очередной смены функций НБУ в 2013 году, контент годового отчета почти не изменился (рис 3а, 3б), из-за чего он стал менее информативным с точки зрения отражения выполнения НБУ законодательно определенных функций.

Однако если анализировать контент годового отчета с точки зрения того, как НБУ освещал выполнение им функций центрального банка в их современном понимании (рисунок 4б), то можно сделать вывод, что качество отчета почти не изменилось с 2001 года.

То есть, несмотря на изменения в законодательстве после 2001 года, контент годового отчета НБУ в равной степени отражал выполнение им функций центрального банка, в то время как его законодательно определенные функции освещаются по-разному. Это может быть связано с тем, что НБУ более ориентируется на примеры мировой практики составления годовых отчетов центральных банков, чем на текущие изменения в законодательстве.

Приложение 1. Контент годовых отчетов НБУ

Приложение 2. Данные и методология

Источники данных. В исследовании использованы отчеты НБУ за 1992-2014 годы и тексты законов, которые определяли его основные функции. Отчеты НБУ с 1992 по 2000 год получены от НБУ согласно закону о доступе к публичной информации в бумажном виде и отсканированы. Отчеты с 2001 по 2014 год загружены с сайта НБУ в формате pdf. Отчеты за отдельные годы содержат тексты аудиторских заключений, эти выводы удалены из отчетов для обеспечения сопоставимости документов в течение всего периода.

Содержание функций НБУ взято из законов, регулирующих деятельность НБУ в соответствующие годы. Функции НБУ до 1999 года определены статьей 8 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 20.03.1991 № 872-XII (потерял силу), после — статьями 6 и 7 закона «О Национальном банке Украины» от 20.05.1999 № 679- XIV. Если содержание функций НБУ менялось в середине года, то были использованы те, которые действовали дольше всех. Файлы с содержанием функций НБУ в каждом году, которые использованы в исследовании, прилагаются. Мы предполагаем, что текущая версия Закона «Об НБУ» (по состоянию на 01/05/2016) максимально приближает функции НБУ к мировой практике центрального банкинга.

Методология анализа выполнения НБУ функций схематично показана на рисунке 1. Формально степень выполнения НБУ его функций оценивается на основе анализасходства контентаего годового отчета и функций в каждом году. В качестве количественной меры сходства контента использован показатель косинусного расстояния (cosine distance) между этими текстами. Сущность этой меры объяснена, например, в Руководстве по текст майнингу (text mining) для центральных банков, которое подготовлено в Банке Англии.

Для оценки сходства контента годовых отчетов НБУ и его функций отчеты, которые представлены в графическом или pdf формате, переведены в текстовый формат (прилагаются) и обработаны на основе технологий text mining. Сначала документы очищены (cleaned) от служебных символов и символов, которые появились в документах в результате сканирования таблиц, стоп-слов, цифр и т. На следующем шаге осуществлено стемминг документов на основе алгоритма Портера, который адаптирован для украинского языка. После этого в документах заменены синонимы. Обработанные тексты отчетов и основных функций НБУ представлены в виде матриц document term matrix. Далее рассчитаны косинусные расстояния между текстами отчетов и функций НБУ для каждого года. Матрицы использованы для визуализации ключевых слов в отчетах в каждом году, а косинусные расстояния для оценки сходства контента годовых отчетов НБУ и его основных функций.

Соответствие функций НБУ функциям центрального банка для каждого года измерено на основе косинусных расстояний функций НБУ в законах, действовавших в соответствующих годах и сейчас, когда содержание функций максимально приблизилось к присущим современным центробанкам функциям.

Тетяна ТищукТетяна Тищук, керівник і редактор проекту iMoРe
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram