Локомотиворемонтные заводы "Укрзализныци" закупали в 2014-15 годах и продолжают закупать в новом году подшипники российского производства. Об этом говорится в сообщении Владимира Коханова, гендиректора АО "Харьковский подшипник" (АО "ХАРП").
"На рынок Украины поступили 25 тыс. локомотивных сепараторов, в том числе из Российской Федерации. При этом подшипники закупались по высоким ценам. При средней стоимости подшипников от 3 до 7 тыс. гривен за штуку, их общая стоимость составила свыше 100 млн гривен", - сообщает Коханов.
При этом производителями и поставщиками являются в том числе предприятия, связанные с производством и продажей продукции военного и двойного назначения. То есть, заключает гендиректор предприятия, Украина фактически финансирует за счет бюджетных средств предприятия страны-агрессора.
В частности, поставщиками подшипников за госсчет в 2014-15 году были такие предприятия: ООО "ЕПК - Новые технологии", ООО "ЕПК Волжский", АО "ЕПК Самара", ОАО "ЕПК Саратов", АО "ЕПК Степногорск", ООО "ЕПК Бренко подшипниковая компания", ООО "ТД ЕПК" и связанные лица, ИП "ЕПК Запорожье", ТОО "ТД ЕПК Казахстан" и ЗАО "Вологодский подшипниковый завод".
Российская корпорация ЕПК производит подшипники для всех сфер и занимает 70% рынка специальных подшипников, которые используются для производства вертолетов, ракет, подводных лодок, кораблей, танков и автомобилей. Например, в сосав корпорации входят заводы, которые специализируются на производстве подшипников для оборонной промышленности (в авиатехнике и бронетехнике).
Владимир Коханов утверждает, что не получил никакого ответа на свои заявления ни от министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского, ни от его заместителей, ни от "Укрзализныци".
"Формальные ответы на наши письма дают основания подозревать, что госзакупки осуществляются по непрозрачным схемам", - говорится в заявлении гендиректора харьковского предприятия.
В частности, по его мнению, непрозрачные закупки происходят на следующих предприятиях:
- "Лвовский локомотиворемонтный завод",
- "Запорожский электровозоремонтный завод",
- "Днепропетровский тепловозоремонтный завод",
- "Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод",
- "Киевский электровагоноремонтный завод Январского восстания 1918 года",
- "Тепловозоремонтный завод" Полтавы,
- "Ищюмский тепловозоремонтный завод",
- "Николаевский тепловозоремонтный завод",
- На Одесской, Львовской, Южной, Приднепровской и Юго-Западной железных дорогах.
В своем заявлении Владимир Коханов приводит пример - закупку "Центром обеспечения производства" ПАО "Укрзализныця" почти 25,33 тыс. подшипников более чем за 3,4 млн гривен в янвре 2016 года. Победило в тендере ООО "Дефенд Компани", которая поставляет продукцию все того же российского концерна ЕПК, в частности предприятия АО "ЕПК Степногорск".
Гендиректор АО "ХАРП" предлагает ввести обязательную сертификацию подшипников в национальной системе УкрСЕПРО, а также требовать этот документ при проведении тендерных закупок или проверять компанию-производителя (это могло бы делать доверенное лицо "Укрзализныци").
Кроме того в 2015 году были случаи, когда подшипники ЕПК не отвечали действующей в Украине нормативной документации. В январе 2015 года при следовании поезда Киев-Львов на участке Тетерев-Коростень был выявлен повышенный нагрев буксового узла колесной пары. Причиной нагрева было разрушение сепараторов подшипников. Однако "Укрзализныця" снова закупила подшипники ЕПК в 2016 году.Напомним, президент Петр Порошенко называл торговлю с Россией бессовестной.