Путь ProZorro. 15 главных достижений реформы госзакупок в 2015 году

Прошедший год стал поворотным для реформы системы государственных закупок. Поэтому я попробую подвести некоторые итоги работы нашей команды за 2015 год.В целом мы перевыполнили те задачи, которые ставили себе год назад. Напомню о базовых целях реформы госзакупок: сделать процесс закупок полностью прозрачным и простым для анализа, а также упростить доступ бизнеса к торгам. Эти две задачи также приводят к двум понятным результатам: мы экономим деньги госбюджету и поднимаем доверие к системе, к реформе и к изменениям в стране в целом. Далее остановлюсь на ключевых итогах работы по основным направлениям.

Законодательство и международная политика

В 2015 году мы разработали и провели два важных закона. Напомню, после провала с законопроектом №1551 в конце 2014 года, мы приняли решение развести законодательное закрепление электронной системы и остальные вопросы на два отдельных законопроекта (2087а и 3559). Как показал 2015 год, это решение было верным.

1. Закон о внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере госзакупок о приведении их в соответствие с международными стандартами и принятии мер по преодолению коррупции (законопроект 2087а), куда вошли все нормы, кроме электронных закупок, а именно: антикоррупция (раскрытие конечных бенефициаров компаний-участниц, повышение прозрачности процедур и т.п.), дерегуляция (самодекларация, запрет на требование справок из публичных реестров), гармонизация с международными нормами (увеличение срока на подачу предложений на тендеры свыше европейских порогов, несколько технических норм для GPA).

2. Закон «О публичных закупках» (законопроект 3559), куда вошли нормы по электронным закупкам (электронная подача предложений, оценка, документооборот, электронное обжалование), а также по профессионализации закупок (центральные закупочные органы - ЦЗО - и возможность не создавать тендерные комитеты и нанимать профессионалов по трудовому договору).

3. Также было принято постановление КМУ о пилотном проекте ProZorro в допороговых торгах (что позволило уже в 2015 году перевести часть госзакупок в электронную форму и сэкономить около 500 млн.грн.), о пилотном проекте для Минобороны (оборонное ведомство перевело госзакупки как до, так и свыше пороговых сумм в электронную форму) и несколько постановлений о продлении пилота. А также целый пакет приказов МЭРТ, которые обеспечивали деятельность системы.

4. На международном фронте – Украина получила добро на присоединение к GPA - Соглашению ВТО о государственных закупках (Agreement on Government Procurement). Кроме того, была согласована и реализуется дорожная карта по гармонизации украинской системы публичных закупок с Директивами ЕС (технически будет утверждена КМУ после начала действия двухстороннего Соглашения).

ИТ-система

5. По системе ProZorro: мы запустили в пилотном режиме MVP (минимальный жизнеспособный продукт) электронной системы госзакупок. В пилоте завершено более 22 тыс. тендеров на сумму более 4 млрд грн, сэкономлено почти 0,5 млрд грн бюджетных средств. Всего в системе сегодня почти 38 тыс. тендеров на сумму 6,7 млрд грн. В ProZorro зарегистрировались более 2,3 тысяч заказчиков и почти 8 тысяч поставщиков. Первым массовым приходом закупщиков в систему мы обязаны представителям гражданского общества и Национальной Раде Реформ.

6. На базе семейства продуктов Qlik мы создали одну из лучших в мире систем для анализа и мониторинга тендеров. Она обеспечивает простой и понятный доступ к данным об электронных тендерах в режиме реального времени.

7. Как известно, система ProZorro имеет двухуровневую структуру, и пользовательский интерфейс находится на торговых площадках. Именно на них ложится работа по обеспечению подключений поставщиков. Сегодня к системе уже подключены 6 электронных торговых площадок в продуктивном режиме. Еще 5 площадок, в том числе площадка ПриватБанка, вошли в пилотный проект и активно готовятся к запуску.

8. Проведен ИТ-аудит электронной системы. Кроме того, система ProZorro активно продвигалась за пределами Украины: в Австрии, Великобритании, Грузии, Кипре, Мексике, Польше, Швейцарии, Южной Корее. Три государства высказали свою заинтересованность в использовании ProZorro как основы для разработки собственных систем госзакупок.

9. Мы также провели ИТ-аудит старой системы. Разблокировали возможность нормально пользоваться бесплатным кабинетом заказчика. Кроме того, ликвидировали возможность принудительной модерации «Зовништоргвыдавом» - так называемого исправления технических ошибок. Улучшена навигация и юзабилити системы, налажена постоянная выгрузка базы данных гостендеров для нужд гражданских активистов и всех желающих – это позволяет мониторить и анализировать «бумажные» госзакупки. Также строим человеческий, клиентоориентированный сервис для заказчиков (продлено время приема объявлений, организована единая линия поддержки, развернут CRM и т.д).

Инфраструктура

10. В 2015 году Министерство экономического развития и торговли реорганизовало департамент регулирования госзакупок. Среди прочего, мы ликвидировали функцию мониторинга, существенно оптимизировали число сотрудников, сменили офис - теперь вся команда ProZorro базируется в здании ГП «Зовништоргвыдав». В самом ГП «Зовништорвыдав» сменили менеджмент и провели существенную реорганизацию, а также создали независимый офис Прозорро для координации развития ИТ-системы, продвижения реформы и обучения в регионах.

11. Создали службу маркетинга на базе ДП «Зовништоргвыдав». С ее помощью произвели большое количество промо-материалов, в т.ч. видео-ролик для ТВ. Провели первую итерацию реформы разъяснений (вскоре разъяснения будут полностью переведены в электронный вид), создали ресурс.

Обучение закупкам

12. В 2015 году команда ProZorro провела более 50 региональных обучающих семинаров. Из них большая часть - совместно с электронными торговыми площадками. Также провели несколько таргетированных семинаров для отдельных целевых аудиторий (бизнеса, заказчиков и т.д.). Провели большое количество семинаров и конференций, активно сотрудничаем со СМИ: интервью, комментарии, авторские колонки. Постоянно поддерживаем живые дискуссии в Фейсбуке.

Финансирование

13. На реализацию реформы мы не потратили ни копейки бюджетных средств. По состоянию на 31 декабря 2015 года мы потратили около 40 тыс долларов пожертвований от электронных площадок на развитие пилотного проекта. Еще порядка 70 тыс долл от WNISEF на создание ИТ-системы. Затем 50 тыс евро от GIZ на функционирование офиса ProZorro (в основном на создание ИТ-системы). Еще на $4,5 тыс Фонд«Відродження» поддержал работу органа обжалования ProZorro. Все средства проходили через Транспаренси Интернешнл Украина, где можно получить детальный отчет о каждой потраченной копейке. Стоит отметить, что это только фактически оплаченные средства. Еще ведутся разработки по контрактам с постоплатой.

14. Получено подтверждение по дальнейшему финансированию. Состоянием на 31.12.2015 электронные площадки подтвердили поддержку на $70 000, WNISEF - на $150 000, GIZ - на €70 000. Основное направление расходов – система ProZorro. Нужно отметить, что очень много было получено бесплатной волонтерской помощи в виде консалтинга, обучения, работ и ресурсов. Мы даже организовали специальную доску почета доноров в переговорной.

Фото: Предоставлено автором

15. И самое главное – мы привлекли в реформу большое количество патриотично настроенных людей, как абсолютно новых, так и действующих сотрудников департамента и ГП, а также экспертов сферы (не только украинских:). Без этой команды ничего бы не было. В том числе и этого блога, и этих еженедельных апдейтов. И наша команда продолжает расти. Присоединяйтесь!

Александр Стародубцев Александр Стародубцев , Директор департамента государственных закупок Министерства экономического развития и торговли Украины
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram