Экстренная эвакуация буровых установок "Черноморнефтегаза" в российские территориальные воды под военным конвоем связана с риском их ареста по готовящемуся иску "Нафтогаза Украины".
Об этом сообщает "КоммерсантЪ".
"Власти" Крыма сначала объясняли ситуацию "сложной международной обстановкой", затем - "террористической угрозой", а в итоге - "технической необходимостью". Между тем, результатом стала остановка бурения на самом перспективном месторождении региона.
В понедельник "Черноморнефтегаз" сообщил, что две новые самоподъемные буровые установки компании (В-312 и В-319) были перемещены с Одесского шельфового месторождения в территориальные воды РФ. Буровые шли под конвоем катеров ФСБ России и ракетного катера Черноморского флота. По версии "Черноморнефтегаза", с караваном едва не столкнулось турецкое торговое судно, создавшее "заведомо аварийную ситуацию". Позже в ФСБ это опровергли, заявив, что турецкое судно "вовремя изменило курс".
Глава компании Игорь Шабанов объяснил внезапную перебазировку и военный эскорт тем, что буровые находились "в нейтральных водах с неопределенным международным статусом". Срочность операции он также связал с "повышенной террористической угрозой", не уточнив при этом, в чем именно она заключается.
Напомним, в 2011 году "Черноморнефтегаз" приобрел две глубоководные буровые платформы по $400 млн каждая. Сделки были оформлены через посредников, что дало повод заподозрить коррупцию. В 2013 году норвежская фирма Ferncliff сообщила, что в 2012 году продала буровую установку через свою дочернюю фирму напрямую "Нафтогазу" за $220 млн, тогда как в "Нафтогазе" заявляли, что приобрели ее через Рижскую судоверфь за $400 млн. Юрий Бойко занимал должность министра энергетики в 2011 году и по его фамилии буровые платформы окрестили "вышками Бойко". Кроме того, есть косвенные признаки, что Бойко имеет отношение к этой коррупционной покупке.
В 2014 году обе вышки отошли в собственность России, когда был аннексирован Крым. При этом они оставались на Одесском месторождении, которое находится гораздо ближе к материковой части Украины, чем к полуострову.