Бизнесмен Константин Жеваго брал рефинансирование НБУ для лопнувшего банка "Финансы и кредит" под залог Белоцерковской ТЭЦ. Об этом в интервью "Интерфаксу-Украина" рассказала глава НБУ Валерия Гонтарева.
Описывая историю банка "Финансы и Кредит", глава НБУ указала, что банк был неплатежеспособным уже в 2009 году. "Но ему выдали рефинансирование, усугубив и продлив агонию на следующие семь лет", - считает глава центробанка.
Она уточнила, что всего банк получил несколькими траншами в 2009-2010 годах 6,4 млрд грн рефинансирования, тогда как его капитал составлял всего 2 млрд грн. "Акционер всегда воспринимал данные средства не как обязательство банка, которое он должен возвращать кредитору, а как ресурсы, которые ему даны для того, чтобы он продолжал строить свою промышленную империю. То есть, Национальный банк в этот момент превратился из кредитора последней инстанции в провайдера капитала, а это категорически недопустимо для любого центробанка мира", – добавила Гонтарева.
Когда Нацбанк возглавила Гонтарева, долг "ФиК" составлял 4,9 млрд гривен. В июле 2014 года она провела первый очень серьезный разговор с Жеваго, на котором сообщила, что Нацбанк больше не будет помогать "Финансам и кредиту" ликвидностью, и предложила начать продажу своих непрофильных активов или привлечь под них финансирование для поддержки банка.
"Пожалуйста, определитесь, какой бизнес для вас основной и сконцентрируйте свои усилия на нем. Скорее всего, для вас core бизнесом является Ferrexpo. Поэтому подумайте, какой неосновной бизнес вы сможете продать, чтобы погасить кредиты связанных с вами лиц. Я ему впервые сказала: у вас КрАЗ, у вас "Артериум", у вас "Росава", у вас ТЭЦ. Весь год у нас с ним был разговор: определитесь, что для вас основное, а что - остальное. Да, дистрессовая цена, но все равно оно чего-то стоит. Не хотите продавать, у вас есть хорошие активы, можете их перекредитовать в другом месте и погасить кредиты", - рассказала Гонтарева о контактах з Жеваго.
При этом в 2015 году Нацбанк влил немалое количество денег. В попытке поддержать финучреждение Жеваго внес в капитал 1 млрд грн наличными и еще 1,6 млрд грн за счет конвертации субдолга, а Нацбанк предоставил 1,45 млрд грн на отток вкладов под личную гарантию Жеваго и залог его активов, в частности Белоцерковской ТЭЦ.
Однако после того как был составлен график оздоровления банка и он был исключен из списка проблемных учреждений, Жеваго вдруг решил не выполнять свои обязательства. По словам Гонтаревой, с 17 августа корсчет банка при необходимом уровне 500-600 млн грн три раза падал до 330-350 млн грн, из которых 250 млн грн приходилось на рефинансирование Нацбанка.
"Мы каждый раз звонили акционеру и говорили: вы отдаете себе отчет в том, что это недопустимо? Когда корсчет в понедельник, 14 сентября, упал до 259 млн грн, из них 250 млн грн Нацбанка, а, значит, ни копейки лично акционера, я позвонила ему и сказала, что пришло время заканчивать эту историю", – отметила Гонтарева.