ГлавнаяЭкономикаФінанси

Форма №4 как пример дерегуляции

В мае работа госрегистраторов была заблокирована. У кабинетов выстраивались в очереди сотни людей, чтобы сдать Форму №4 до 25 мая. Иначе пришлось бы платить штрафы от 5100 до 8400 гривен. За три дня до конечного срока, в пятницу, Верховная Рада разрешила сдавать Форму №4 еще четыре месяца.

Еще 14 ноября 2014 года Верховная Рада приняла законопроект Минюста, обязующий частные компании раскрыть своих бенефициаров (выгодополучателей) до 25 мая 2015 года. Однако сама Форма №4 в ее нынешнем виде появилась только 3 мая. То есть чиновники дали юридическим лицам только две недели на сдачу Формы №4. Учитывая майские праздники — и того меньше.

Очередь в Государственной регистрационной службе в Харькове
Фото: vecherniy.kharkov.ua
Очередь в Государственной регистрационной службе в Харькове

Самые внимательные предприниматели сдавали Формы №4 (старого образца) еще в январе и в феврале, но далеко не у всех юрлиц есть службы, которые настолько внимательно следят за изменениями в законодательстве. Некоторые юрлица неправильно трактовали закон, считая, что они освобождены от сдачи такого вида отчетности. А сам Минюст не вел широкой информационной кампании, не размещал ролики на ТВ и радио, даже не размещал плакаты в офисах госрегистраторов. Не было и понятных образцов для заполнения Формы №4. Был один образец на сайте, но настолько неудачный, что его убрали.

Всего этот документ должны были сдать около 1,2 млн предприятий, заявила на брифинге в Киеве Наталья Севостьянова, первый замминистра юстиции. Однако к пятнице 22 мая документ подали только 60 тыс. компаний.

Госрегистраторы не могли физически обработать весь поток документов. Более того, они прекратили заниматься другой работой: регистрировать новые компании, вносить изменения в уставные документы компаний и т. д. На две недели вся система государственной регистрационной службы была парализована.

Если бы на прошлой неделе иностранному инвестору вдруг взбрело бы в голову открыть компанию в Украине — он просто не мог бы этого сделать. Его бы записали в общую очередь и сказали бы отмечаться дважды в день.

Ситуация усугублялась тем, что служба госрегистраторов находится в состоянии ликвидации — ее функции передаются Минюсту. Возможно, для некоторых регистраторов это было аргументом работать спустя рукава. Например, в пятницу в Шевченковском районе Киева некоторые госрегистраторы прекратили прием посетителей уже в 12:00, а обычно в этот день регистраторы работают до 13:00 – короткий день.

Выиграли от этой ситуации посредники со связями в регистрационной службе. Они предлагали юрлицам сдать Форму №4 без очередей за вознаграждение, размер которого достигал 800 гривен. Теоретически можно было отправить регистратору форму почтой. Однако при этом пришлось бы заверить у нотариуса 9 подписей по 200-300 гривен каждая. Сдать Форму №4 по электронной почте было нельзя.

Фото: vecherniy.kharkov.ua

В пятницу депутаты не только разрешили сдавать Форму №4 до 25 сентября. Они еще и вывели из-под действия закона почти 700 тыс. юрлиц из упомянутого 1,2 млн. Поправки в закон позволяют не подавать сведения о конечных владельцах религиозные организации, государственные и коммунальные предприятия, а также компании, участниками которых являются исключительно физлица, если конечными бенефециарными владельцами они и являются.

После всего этого остается целый ряд вопросов.

Почему Минюст не мог сразу четко очертить круг компаний, которые должны раскрыть своих бенефециарных владельцев? Минюст, который ведет целый ряд реестров, имеет доступ к данным о собственниках компаний, кроме компаний с учредителями-нерезидентами (например, офшорными компаниями).

Почему Минюст не предусмотрел изначально более реальные сроки сдачи отчетности и не провел публичную разъяснительную кампанию для юрлиц по сдаче Формы №4 и не подготовил достаточное количество госрегистраторов для обработки такого массива информации?

Почему Минюст не предусмотрел возможность подачи этой информации в электронном виде (а позже в течении года можно было бы подтвердить эту информацию документально)? Это не предусмотрено до сих пор.

Почему Минюст требует нотариально заверять подписи директора на Форме №4? Это требование выглядит алогичным, ведь на доверенности для подачи Формы регистратору заверять нотариально подпись директора не нужно. И эта преграда также остается, несмотря на пятничное решение Рады.

История с Формой №4 особенно показательна на фоне бесконечных заявлений чиновников о реформах, дерегуляции и улучшении бизнес-климата. После таких "реформ" и такой "дерегуляции" Министерству юстиции придется приложить немало усилий, чтобы вернуть доверие юрлиц.

Людмила ЗлобінаЛюдмила Злобіна, практикуючий юрист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram