Турция после визита президента России Владимира Путина в декабре прошлого года резком поменяла свою позицию в вопросе будущего пропуска через Босфор LNG-танкеров для украинского терминала сжиженного газа.
Об этом рассказал руководитель стивидорной компании "Трансинвестсервис" (ТИС), которая собиралась реализовать проект по созданию плавучего терминала в Одесской области в интервью "ЛигаБизнесИнформ". Сейчас этот проект отложен.
"Когда мы начинали этот проект, то получали очень позитивные сигналы от турецкой стороны на всех уровнях. Но после визита президента Российской Федерации в Стамбул в декабре прошлого года турецкая сторона резко поменяла риторику и перешла к однозначному "нет", - сообщил он.
Главный советник председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Сергей Алексеенко пояснил, что вопрос прохождения танкеров через проливы Турции - самая большая проблема в реализации LNG-проекта.
"Турция утверждает, что это серьезно увеличит трафик при прохождении Босфора. Это не так. Если украинский терминал будет работать на 100% загрузки, количество танкеров, которые будут проходить через пролив, составит до 60 единиц в год. Это меньше чем 0,05% общего трафика через Босфор. Аргумент о безопасности прохода танкеров через Босфор также несостоятелен. Для LNG нет специальной классификации в международном судоходстве. Через Босфор ежедневно проходят грузы с пропан-бутаном, нефтепродуктами, аммиаком. Все эти грузы гораздо опаснее LNG", - утверждает он.
Алексеенко подчеркнул, что Турция находится в значительной зависимости от России, потому что покупает у нее 60% газа. При этом он считает, что как страна-подписант Европейской энергетической хартии Турция не должна препятствовать транзиту энергоносителей для других партнеров.
"Сейчас наша цель - перевод дискуссии из политической плоскости в рациональную коммерческую. В этом ключ к решению. Привлечение к этому вопросу наших партнеров в ЕС и США важно и необходимо", - добавил он.
Напомним, что Украина, которая раньше на 100% зависела от российского газа, в прошлом году сократила его долю до 70%, а в этом году планирует снизить ее вообще до 40%.