Глава Нацбанка Валерия Гонтарева дала пресс-конференцию, во время которой объяснила обвал гривны в 2014 году. По ее словам, весенняя девальвация объясняется штучным удержанием курса на уровне 8 грн/долл. в предыдущие годы, а осенняя - паникой и боевыми действиями на востоке Украины.
"Дефицит счета текущих операций в течение 2011-2013 года достиг просто несуразных размеров, и на 2013 год он составлял минус 16,5 млрд долларов. Дальше, на поддержку совершенно искусственного курса 8 гривен за несколько лет бывшим руководством Национального банка было потрачено 23 млрд валютных резервов. При этом только с начала этого года за февраль и январь было потрачено больше 4 млрд. Дало ли это поддержание хоть какой-то прогресс росту нашей экономии? Если посмотрите, то страна до сих пор не достигла уровня реального ВВП 2008 года, то есть страна реально не вышла из рецессии 2008 года", - сказала она.
Поэтому когда весной НБУ решил ввести гибкий курс гривны, эти дисбалансы сразу же дали о себе знать в виде глубокой девальвации, подчеркнула Гонтарева.
"Я вам могу сказать, что очень болезненный шаг, но мы его сделали. Еще в апреле этого года нашим правительством вместе с НБУ было принято совершенно обоснованное решение перейти на плавающий курс гривны. Стране, которая 23 года жила по привязке к доллару США, ей очень тяжело даются эти изменения. И это при том, что только 3% населения нашей страны выезжают за границу и им действительно нужна валюта для расчетов. Просто в нашей стране наша гривна так никогда и не превратилась в настоящий инструмент накопления. Поэтому любые панические настроения на рынке одномоментно приводят к огромному спросу на валюту со стороны населения, а в этом году - и со стороны бизнеса", - подчеркнула она.
Гонтарева отметила, что в начале августа фундаментальное значение курса достигло около 11,70 грн за доллар и тогда платежный баланс уже был сбалансирован.
"И что же произошло дальше? В конце августа у нас началась реальная война на Донбассе. Паника, когда российские танки были на границе, достигла неимоверных размеров. Любая паника в любой стране приводит к однозначным последствиям, невозможно с этой паникой справится ничем, кроме как введением административных мер. Национальный банк ввел дополнительные, очень жесткие ограничения. Это и 200 долларов продажа в одни руки, это и 75% продажи валютной выручки. Более того, мы даже запретили выплачивать дивиденды", - сообщила глава Нацбанка.
При этом признала, что эти меры не сбавили градус паники на рынке, и тогда НБУ пришлось потратить еще миллиард своих резервов на поддержку гривны.
"Если вы меня сегодня спросите, правильно ли Национальный банк потратил эти деньги, то я уверена, что мы сделали правильно. Потому что когда у нас разрушена реальная экономика и промышленность, искать реальный курс - это утопия", - добавила он.
При этом она отметила, что сейчас ситуация немного изменилась, и поэтому НБУ снова осторожно позволил рынку начать устанавливать курс. "Могу сказать, что это была вторая декада ноября, когда военных действий у нас не было, когда начала работать наша промышленность и наши предприятия даже в зоне АТО. Мы поняли, что лучше прогноз по ВВП. После этого были подписаны договора по газу, и у нас прошли к тому времени выборы в Верховную Раду", - пояснила Гонтарева решение Нацбанка.
Она подчеркнула, что найти реальный курс так пока и не удалось. "Где-то между 15 и 16 мы находимся, и мы продолжаем его искать", - заключила глава НБУ.