Безусловно, операции влияют. Продажа вне рынка идет валютой из резервов, тем самым уменьшая их объём и возможность использования для иных целей. Покупка облигаций не сокращает предложение гривны и тоже не ведёт к укреплению последней.Говорят, Гонтаревой надо было проявить смелость и настойчивость и не покупать ОГВЗ у Нафтогаза. Что пока НБУ остается карманом, в который может залезть правительство ибо «пенсионеры мёрзнут», ожидать стабилизации курса и замедления инфляции не приходится. А результатом этого и будут мёрзнущие пенсионеры.
Согласен. Только независимый центральный банк может заниматься своей целевой функцией – обеспечением внутренней и внешней стабильности национальной денежной единицы. Только говорящий «нет» глава центрального банка сможет обеспечить необходимые (но не достаточные – не всё в руках центробанка) условия для долговременных инвестиций, нужных для устойчивого экономического роста.
Однако, могло ли в наших условиях быть по-другому?
Изменения в бюджет, увеличивающие капитал Нафтогаза на более 96,6 млрд грн, приняты по требованию правительства парламентом в августе как часть изменений в бюджет. Часть средств (3,1 млрд долл.) должна была быть выплачена как долг за предыдущие периоды перед Газпромом. Без выплаты долга не удавалось договориться о поставках на текущий год. К тому же на выплате настаивал ЕС для обеспечения гарантий транзита газа в Европу.
Миссию МВФ проинформировали об изменениях в бюджет, но это не повлияло на выдачу в сентябре второго транша кредита. В момент получения транша было понятно, что он уйдёт фактически Нафтогазу, хоть формально он шёл в резервы НБУ из-за того, что МВФ не кредитует госпредприятия, а исключительно компенсирует шоки платежного баланса. То есть Нацбанк лишился единственной силы, которая могла его поддержать – ведь президент с премьером в это время занимались выборами и пойти на повышение тарифов на газ не могли. Покуда у нас НБУ не на Марсе, а на ул. Институтской, он вынужден играть в команде.
Рассмотрим альтернативы для НБУ:
Отказ покупать ОГВЗ. С начала текущего года НБУ увеличил свой пакет ОГВЗ на 149 млрд. грн из которых 97 млрд грн или почти 2/3 – выкуп госдолга у Нафтогаза. Для сравнения – объем продаж правительством облигаций на первичном рынке со времени принятия изменений в бюджет о докапитализации Нафтогаза (за сентябрь-ноябрь) - 92 млрд грн, из которых менее 18 млрд пошли в бюджет – остальное это замена старого долга новым. То есть на рынке нет такого спроса, что cмог бы поглотить почти 100 млрд грн за три месяца. Продать если б и смогли, то с очень большим дисконтом. Также это бы резко повысило стоимость заимствований для государства.
Купить ОГВЗ у Нафтогаза или заставить по первому варианту продавать на рынке, но не продавать валюту из резервов. В таком случае Нафтогаз или резко увеличивает спрос на межбанке, стимулируя рост курса, или объявляет дефолт (что даст кросс-дефолт на государственный внешний долг). В обоих случаях имеем рост курса и возможный срыв поставок газа в отопительный сезон и возможное ухудшение отношений с ЕС, которое заинтересовано в надёжном транзите газа.
По моему мнению, описанные альтернативы не улучшили бы ситуации ни в экономике в целом, ни на валютном рынке в частности. Основная вина, соответственно, лежит не на НБУ, а на правительстве и Нафтогазе, которые не пошли на повышение тарифов.
Нафтогаз остается terra incognita. Отчёт по аудиту до сих пор не опубликован. Расчётов цен для населения, коммунальных предприятий и промышленности, необходимых для достижения безубыточности в открытом доступе нет. Программа энергосбережения и контроля над расходом тепла, в том числе установка домовых и квартирных счётчиков – практически провалена.
Если мы не решим проблему с дефицитом Нафтогаза, то и дальше население формально будет платить за газ и отопление в несколько раз меньше их себестоимости, но беднеть из-за инфляции и ослабления гривни. И винить в этом НБУ.