Как регулируют
Украина жестко контролирует цены на ряд продуктов питания. Система контроля сложная, охватывает все этапы производства и сбыта. Госорганы могут устанавливать нормы рентабельности и для производителей, и для оптовиков.
Бизнесмены должны “уведомлять” об изменениях цен на продукты. Слово “уведомлять” в кавычках из-за того, что на самом деле речь идет о получении разрешения, а не о добровольной декларации. Инспекция по контролю за ценами при Минэкономике и местные органы власти должны такое “уведомление” одобрить.
Каждая область (а также Киев и временно оккупированный Севастополь) может как устанавливать, так и отменять нормы прибыльности для производителей тех или иных продуктов.
По сути речь идет о сложной бюрократической и взяткоемкой системе, которая не только вредит бизнесу, но еще и опустошает госбюджет (даже если считать одну только зарплату чиновников, без других трат на их работу).
Чиновники оправдывают систему тем, что она якобы защищает самых бедных граждан от высокой инфляции. Однако, насколько это утверждение обосновано?
Оценка эффективности
Хорошую возможность для оценки эффективности такого регулирования дает рынок детского питания. Цены на еду для малышей в большинстве областей регулируются. Однако Днепропетровская область от такого регулирования отказалась. Это дает нам возможность сравнить цены на детское питание в Днепропетровске и в других городах.
Проведенный компанией Kesarev Consulting мониторинг цен показал, что средние цены на несколько видов детского питания в Днепропетровске ниже, чем в городах, где эти цены регулируются. Как минимум на рынке детского питания ценовое регулирование себя не оправдывает.
Похожие результаты были получены в исследовании рынка детского питания в РФ (где на этом рынке действует регулирование цен, сходное с украинским) российского экономиста Вадима Новикова "Региональное регулирование торговых надбавок в Российской Федерации". В нем показано, что наличие либо отсутствие ценового регулирования практически не влияет на цены на детское питание в том или ином регионе.
Неэффективность регулирования подтверждается и данными по росту цен на продукты.
Большая часть продуктов, цены на которые регулируются, дорожают быстрее остальных пищевых продуктов. Лишь по некоторым категориям (мясу птицы, яйцам и подсолнечному маслу) темпы роста цен не превышают, либо незначительно превышают уровень потребительской инфляции.
При этом бизнесу невыгодно выпускать продукты с небольшой наценкой. Это одна из причин падения производства. В результате растет себестоимость выпуска единицы товара и, соответственно, отпускная цена. Даже при ограничениях на прибыли бизнесмена.
Интересно также, как меняются темпы роста цен до и после введения регулирования.
То есть ограничение прибыльности в конечном итоге приводит к росту цен. Этой взаимосвязи удается избежать лишь в тех случаях, когда производители ориентируются на внешние рынки и мало зависят от рынка внутреннего.
Ценовое регулирование не сдерживает рост цен на продукты. По большинству из категорий регулируемых продуктов цены растут даже быстрее инфляции.
Назревшая отмена
Правительство уже задумывается об отмене регулирования цен на продукты питание, пишет "Апостроф". Регулирование было введено более 10 лет назад во время премьерства Виктора Януковича.
Более развитые страны от административных методов контроля за ценами давно отказались. Там за ценами следят центробанки.
К сожалению, многие чиновники до сих пор верят в эффективность ценового регулирования. И боятся что-то менять, чтобы не навредить самым бедным слоям населения. Хотя приведенные выше цифры показывают, что контроль над ценами, наоборот, приводит к росту цен и наносит ущерб прежде всего беднякам. Ведь доля затрат на продукты в потребительской корзине бедного гражданина куда больше, чем доля затрат на питание в потребительской корзине гражданина обеспеченного.