Внешнеторговый оборот Украины в этом году по итогам 7 месяцев сократился на 17% до $64,8 млрд. Чтобы вернуть объемы внешней торговли как минимум на прежние позиции, правительство должно помочь бизнесу в освоении новых рынков за счет создания института экономического атташе, введения института уполномоченного экономического оператора, дерегуляции внешнеторговой деятельности.
Об этом на своей странице в сети Facebook пишет экс-министр доходов и сборов Украины Александр Клименко, ссылаясь на имеющиеся в его распоряжении данные таможенной статистики.
"Внешнеторговый оборот Украины в этом году по итогам 7 месяцев сократился на 17% до $64,8 млрд. Хорошая новость – баланс положительный, экспорт превысил импорт. Ненамного, всего на $2 млрд. (33,5 млрд против 31,2). Но это уже несомненный успех для украинской экономики, которая долгие годы рассматривалась исключительно как импортоориентированная", - пишет экс-министр.
Он отмечает, что покупателями украинской продукции, как и раньше, являются Россия (20%), Турция (7%), Египет, Польша, Китай и Италия (по 5%). Импортировали товары в Украину в основном из России (25%), Китая (10%), Германии (9%), Белоруси (8%), Польши (6%) и США (4%).
При этом доля экспорта товаров в страны СНГ составила 29%, импорта – 4%, тогда как в страны ЕС – 33% и 37% соответственно. Клименко отмечает, что это хорошие показатели с точки зрения переориентации украинской экономики на европейские рынки, потому как в прошлом году ситуация была фактически зеркальная.
"Лично я считал и считаю, что путь взаимных санкций в отношениях с Россией – это путь в никуда. Все-таки пятая часть внешней торговли, компенсировать такие потери невероятно сложно. Что и демонстрирует падение оборота. Необходима деэскалация конфликта во всех смыслах – как на фронте военном, так и экономическом. Вместе с тем, обозначившуюся тенденцию проникновения украинского бизнеса на рынки ЕС следует, разумеется, поддержать и закрепить", - считает экс-министр.
Правительство, по мнению Клименко, сейчас должно прилагать не двойные, а тройные усилия, чтобы вернуть объемы внешней торговли хотя бы на прежние позиции, делая упор на снятие ограничений, мешающих внешней торговле. "Экспорт – жизнь экономики в глобализированном мире. Теряются традиционные рынки? Необходимо осваивать новые! При помощи государства, разумеется. Сам по себе бизнес экспансию такого уровня не осилит", - заявил он.
По мнению экс-министра доходов и сборов Украины, приоритетными в этом направлении должны быть три шага, которых могут дать быстрый эффект:
- Введение в составе дипломатических миссий института экономического атташе. В первую очередь – в тех странах, которые являются давними или перспективными внешнеторговыми партнерами Украины. В этом экс-министр видит неоценимую помощь предпринимателям. Украинским – в знакомстве с рынками других стран и правильной презентации себя в этих странах. Заграничным – напротив, в знакомстве с Украиной в качестве объекта для инвестирования. "Мы в Миндоходов уже вели переговоры с МИД о введении такой должности в семи странах, являющихся нашими крупнейшими торговыми партнерами. Не успели. Между тем, это не требует огромных бюджетов, а отдача может быть колоссальной", - отмечает экс-министр.
- Введение института уполномоченного экономического оператора. Предприятие с таким статусом получает практически беспрепятственный доступ на рынки ЕС. Клименко отмечает, что для этого нужно только принять соответствующий закон, проект которого готов еще с прошлого года, и подписать соответствующие соглашения со странами-партнерами. Раньше "загвоздка" была в том, что у ТС и ЕС были кардинально разные требования к институту уполномоченного оператора. Но в свете Соглашения об Ассоциации именно Украина, могла бы вынести на межгосударственный уровень вопрос о взаимном признании и унификации стандартов в "тройственном" формате.
- Дерегуляция внешнеторговой деятельности. На сегодняшний день слишком много госструктур участвуют в регламентировании экспортно-импортных операций. Таможня определяет таможенную стоимость, Минэкономики выдает лицензии, разнообразные и многочисленные инспекции – разрешения. Выход, по мнению Клименко, один – автоматизация всех процедур с "единым окном", то есть один администратор от имени государства. И дистанционный контроль правильности поданной документации. Не говоря уже о том, что такой подход практически полностью снимает коррупционные риски.
"Уверен, только систематическая, планомерная, настойчивая работа правительства в этом направлении вернет бизнесу веру в то, что в этой стране еще можно вести дела. Тогда и только тогда кривая внешнеторгового оборота снова пойдет вверх", - резюмирует Клименко.