ГлавнаяЭкономикаФінанси

Украинцы переплачивают на акцизных марках 43 млн грн в месяц

Сигаретная марка должна стоить 5 копеек, алкогольная - 14.

Украинцы переплачивают на акцизных марках 43 млн грн в месяц
Фото: news.nikcity.com

Премьер-министр Арсений Яценюк 13 июня 2014 года на заседании правительственного комитета социально-экономического развития и по вопросам международного сотрудничества поручил Минфину, Миндоходов и НБУ отработать вопрос по снижению стоимости акцизных марок и предоставить Кабинету Министров проект соответствующего акта. Однако пока чиновники не торопятся исполнять поручение премьера, пишет газета "Урядовий кур’єр".

При этом, как сообщают источники в Кабинете Министров, выполнение поручения тормозят в основном в Национальном банке Украины.

Отсутствие реакции на поручение премьер-министра ведет к тому, что украинские потребители вынуждены переплачивать, по подсчетам газеты, в среднем 43 млн грн ежемесячно. При этом данные средства идут не в государственный бюджет, а частным компаниям-поставщикам т.н. защитных элементов акцизных марок. Ведь более половины стоимости марки на алкоголь и более 70% стоимости марки на табачные изделия составляют затраты на фольгу для голограмм и QR-коды, которые наносятся на марки с сентября 2013 года.

По подсчетам Минфина, которые содержатся в официальном письме министра финансов Александра Шлапака на имя главы Государственной фискальной службы Украины Игоря Билоуса, из-за завышенных цен на акцизные марки "производители и потребители акцизной продукции вынуждены дополнительно переплачивать 515 млн грн в год".

В то же время упомянутые защитные элементы "не обеспечили главной цели – уменьшения нелегального оборота алкогольных и табачных изделий и увеличения соответствующих бюджетных поступлений. В частности, в 2013 году объем нелегальной алкогольной продукции вырос и составил около 40%, в связи с чем госбюджет недополучил более 2,3 млрд грн", сообщается в письме Минфина.

По результатам совещания в Министерстве финансов от 12 мая выяснили, что есть основания для уменьшения стоимости марки акцизного налога в годовом измерении на 496,8 млн грн. Так, Минфин предложил сэкономить 300 млн грн, отказавшись от QR-кодов, 155,6 млн грн – за счет проведения открытого тендера на покупку фольги горячего теснения и 41,2 млн грн – за счет уменьшения размера марки для алкогольных напитков.

На данный момент стоимость украинских акцизных марок остается самой высокой среди стран СНГ. Так, в Украине бумажные акцизные марки стоят в 3-3,5 раза выше, чем в Российской Федерации, Молдове или Грузии (142 грн за 1000 марок против 43,2-51,7 грн в этих странах).

В большинстве стран Евросоюза стоимость акцизной марки или включается в акциз (Бельгия, Венгрия, Чехия и др.) или такие марки предоставляются бесплатно (Германия, Нидерланды, Испания, Португалия и др.).

Напомним, что весной этого года Яценюк жестко раскритиковал низкую эффективность бумажных акцизных марок, рост подпольного производства и контрабанды в Украину подакцизной продукции в течение последних лет.

Исходя из данных Минфина и расчетов газеты "Урядовий кур’єр", реальная стоимость акцизной марки для каждой пачки сигарет должна составлять не 14 копеек (стоимость на данный момент), а 5 копеек. Для каждой бутылки алкоголя – не 27, а 14 копеек. Общий объем переплаты на завышении стоимости акцизных марок в пользу частных компаний-поставщиков защитных элементов, по расчетам Минфина, составляет 348 млн грн в год по табачной продукции, 167 млн грн в год – по алкогольной.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram