ГлавнаяЭкономикаБізнес

Реформа "Укрзализныци" выглядит критически необходимой, - EY

Преобразование железной дороги может затянуться на 10 лет.

Реформа "Укрзализныци" выглядит критически необходимой, - EY
Фото: telegraf.com.ua

Процесс реформирования "Укрзализныци", начатый в 2006 году, продвигается крайне медленно. Однако именно сейчас необходимо ускорить преобразование администрации в акционерное общество.

Об этом говорится в письме аудиторской компании EY, направленного Кабмину, пишет РБК-Украина.

"Реформа "Укрзализныци" выглядит критически необходимой", - сообщил управляющий партнер украинского представительства компании Алексей Кредисов. В письме указывается, что на протяжении последних лет наблюдается падение доходов от реализации услуг, которые предоставляются железной дорогой. В первую очередь, падают транзитные перевозки.

Среди причин аудиторы указывают не только сложную политическую ситуацию, но и постепенную переориентацию Российской Федерации на собственные порты вместо украинских. Общий спад экономической активности в Украине, сложная ситуация в ключевых для "Укрзализныци" регионах - Донецкой и Луганской областях - являются дополнительным фактором сокращения доходов, указывается в письме.

В EY отмечают, что денежный поток, который генерирует операционная деятельность "Укрзализныци", оценивается как недостаточный для финансирования капитальных вложений в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойных перевозок в долгосрочном горизонте.

"Вместе с тем, уровень текущих обязательств по уже полученным кредитам, из которых 60% составляют валютные заимствования, на фоне роста валютных курсов и уменьшения ликвидности может привести к значительным сложностям в обслуживании обязательств и риску нарушения кредитных условий (ковенант) ЕБРР", - пишет Кредисов.

В анализе, который прилагается к письму, EY указывает на три этапа реформирования "Укрзализныци". "Постепенность и этапность реформы выглядит логичной и отвечает международном опыту. Так, к примеру, трансформация Deutsche Bahn и РЖД выполнялась поэтапно и заняла более 10 лет", - указывают в EY.

На первом этапе должно быть создано единое акционерное общество "Укрзализныця". При этом шесть существующих железных дорог и ряд отдельных предприятий будут объединены в структуру, понятную для участников рынка и инвесторов. За счет этого сократится дублирование функций управления, сокращение управленческого персонала, пройдет реформа ценообразования для исключения перекрестного субсидирования. "Централизация активов в рамках единой государственной компании, как первый шаг трансформации, в полной мере отвечает опыту реформирования Deutsche Bahn (Германия), SNCF (Франция), РЖД (Россия), Ferrovie dello Stato (Италия) и других", - указывает Кредисов.

На втором этапе произойдет выделение отдельных видов деятельности по направлениям: пассажирское, логистически-грузовое, инфраструктурное. В это время произойдет выделение в отдельные подразделения дальних пассажирских перевозок, сервисных компаний. Пригородные перевозки будут финансироваться совместно с органами местной власти и частными инвесторами. "Общеупотребимым подходом на железнодорожном рынке ЕС и Российской Федерации можно считать отказ от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых", - указывают в EY.

На третьем этапе предполагается переход к целевой модели рынка. Она предполагает отдельное функционирование грузовых перевозок и логистики, специальных сервисных услуг и пассажирских перевозок.

Напомним, реформа "Укрзализныци" должна была произойти в 2012 году. В феврале 2012 года был принят закон "Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования". Согласно закону, Кабмин должен был на протяжении трех месяцев принять постановление о создании АО "Укрзализныця". Но по политическим и коррупционным соображениям реформа так и не была начата.В правительство Арсения Яценюка проект постановления о превращении "Укрзализныци" в акционерное общество был подан еще в апреле 2014 года.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram