Текущий год выдался урожайным на слияния и поглощения на медиа-рынке. Суммы сделок сравнялись или существенно превысили аналогичные сделки с промышленными активами. Самым громким событием медиа-рынка стала продажа UMH group Бориса Ложкина группе ВЕТЭК Сергея Курченко. И в продолжающемся споре, что такое медиа - средство влияния или бизнес – выводы уже не столь категоричны. На кону оказались большие деньги. Больше, чем когда бы то ни было.
Цель – миллиард
Как отмечает журнал Forbes, еще несколько лет назад Ложкин поставил задачу себе и своим топ-менеджерам довести капитализацию холдинга до $1 млрд, хотя на тот момент она не превышала 100 млн. Реально ли это? Судя по данным того же Forbes, Ложкин продал холдинг за $ 365 млн, хотя по другим оценкам – почти за $500 млн. В общем, оставалось пройти еще полпути до психологической отметки в $ 1 млрд, и, если бы не кризис и, как следствие, падение рекламного рынка и неблагоприятный момент для выхода на IPO, ситуация сложилась бы намного лучше. С другой стороны, даже в этих условиях объем годовой выручки UMH достиг $150 млн, EBITDA - $28 млн, чистая прибыль - $16 млн.
«Таким образом, можно считать, что это одна из крупнейших и масштабных сделок на украинском рынке, и вопрос о том, медиа – это бизнес или нет, уже не актуален. Конечно, это бизнес», - резюмировал юрист.
Безусловно, многие наблюдатели отмечают политический подтекст в этих сделках. В случае с Хорошковским так было наверняка, ведь продажа его медиа-активов совпала с его уходом из политики, или так - первое явилось следствием второго. Политикой «пахнет» и в случае с UMH, однако суммы продаж активов заставили других тяжеловесов бизнеса поздравить Хорошковского и Ложкина, а не сожалеть, что им пришлось расстаться со своими детищами. Как сказал в частной беседе один эксцентричный украинский бизнесмен, «продать никогда не ошибка, в отличие от…».
Впрочем, покупатель - Сергей Курченко, заявляет, что приобретение UMH group для него - исключительно бизнес-операция. “Это на 100% бизнес-сделка и выгодная покупка, - сказал он в интервью украинскому Forbes. - Я отношусь к холдингу как к бизнесу, и он должен работать максимально эффективно”. В таком случае первое, в чем должен быть заинтересован владелец ВЕТЭК, - продемонстрировать, что сделка с UMH была прозрачной, цивилизованной и подготовленной в соответствии с европейскими стандартами.
Между тем Бугай отмечает, что M&A сделки на украинском медиа-рынке имеют ряд особенностей. Как правило, они крайне конфиденциальны. До последнего момента никто не знает не только деталей, а и имя покупателя. Если речь идет о СМИ, издающемся по лицензии западного владельца, то такие сделки необходимо согласовывать с собственником бренда – так было и с Forbes, и с Vogue, входящими в UMH. Особенными являются отношения нового владельца с редакциями, так как зачастую главные редакторы и «привязанные» к нему журналисты покидают СМИ. При таких сделках высок риск потерять рекламные поступления. И, наконец, в Украине еще до конца не ценят доменное имя интернет-ресурсов, по крайней мере, банки еще не готовы воспринимать домен как актив, который можно, например, заложить.
Сделка по-европейски
В случае с UMH продажа была тщательно проработанной. «Сделку по продаже UMH Group обслуживали более 30 юристов из трех украинских юридических компаний, зарубежных и, в том числе escrow-агентство», - отметил Бугай. Он считает, что эта сделка заключена согласно английскому праву и полностью отвечает европейским стандартам. В частности, был привлечено европейское escrow-агентство, которое гарантирует получение оплаты за актив и передачу актива покупателю по оговоренным условиям. «К сожалению, в Украине нет механизмов escrow, поэтому пришлось обращаться к специалистам за рубежом», - сказал Бугай, высоко отметивший работу и юристов, и команду UMH.
Отвечая на вопросы участников конференции, Бугай заявил: «Важно выразить слова уважения юристам UMH, которые очень глубоко и профессионально работали над этой сделкой. По этой сделке также работали три национальных юридических компании. Были консультанты по английскому праву. Escrow-агент – это известная и уважаемая английская компания, к сожалению, я не могу ее назвать».
Одной из компаний, представляющей Ложкина и его партнеров, была юридическая фирма "Василь Кисиль и партнеры". Партнер Фирмы Алексей Филатов сообщил, что советником UMH по английскому праву была фирма Wragge.
Бугай отметил, что привлечение escrow-агента в определенной степени усложняет сделку, но агент гарантирует, что сделка будет закрыта, он гарантирует покупателю уверенность в том, что продавец не сможет повлиять на свои акции - продать или заложить, а продавцу гарантирует, что пока он не получит всю сумму, акции не перейдут к покупателю. «Современный бизнес требует такого усложнения», - резюмировал Бугай.
Соглашение с UMH по мнению юриста, представлявшего интересы ВЕТЭК, является образцом европейских и даже мировых стандартов. По мнению Бугая, вокруг медиа-активов всегда много слухов, но публичность сделки говорит о ее прозрачности и честности. И тот факт, что новый собственник получил право издавать Forbes, говорит о том, что такие мировые издания лучше потеряют рынок, чем ввяжутся в сомнительную сделку, но группа ВЕТЭК продолжить издавать Forbes.
До закрытия - без перемен
Однако Ложкин еще не расстался со своим холдингом. Он получил значительную часть общей суммы, а закрытие всей сделки запланировано на весну 2014 года. До тех пор он остается у руля компании и даже не сменил свой личный офис. Он также до сих пор не огласил своих планов на период после закрытия сделки. Известно, что он взял на себя обязательства не вступать в прямую конкуренцию со своим бывшим холдингом. Судя по тому, что в UMH собраны бренды, занимающие практически все известные медийные нишы, не конкурировать будет сложно. Впрочем, Ложкин признался, что не будет ограничиваться в своей будущей деятельности границами Украины, он вообще не считает границы препятствием для любого бизнеса: «Неважно, где базироваться, - в Киеве или Москве».
До закрытия сделки в UMH еще нет ни одного менеджера со стороны ВЕТЭК – их только вводят в курс дела, но оперативное управление, равно как работа на прибыль компании – в руках Ложкина.
«Сделка крупная, в ней большие деньги и юридическая процедура ее проведения очень сложная. И поскольку процесс еще не завершен, компания работает в прежнем режиме. Мы за 20 лет своей истории проходили разные ситуации, и незакрытые сделки в том числе», - сказала Елена Мартынова, маркетинг-директор UMH, в интервью «Телекритике».
Согласно рейтингу российского агентства РБК, UMH не только входит в 15 крупнейших медиа-компаний СНГ - в октябре 2013 года Ложкин вошел в листинг 30 лучших медиа-менеджеров Украины и России по версии РБК.