Министерству доходов и сборов следует принять ряд мер, чтобы обойти подводные камни при выполнении дополнительной для себя функции - администрирования единого социального взноса.
Такое мнение высказали опрошенные эксперты, передают «Комментарии».
«Для эффективного проведения налоговых проверок и информационной поддержки бизнеса (выдача справок, другой информации) министерству следует синхронизировать все ранее накопленные социальными фондами данные об уплате единого социального взноса. Это сложный процесс, требующий времени и грамотной технической поддержки», - констатирует партнер «PwC Украина» Вячеслав Власов.
По его словам, Украине следует учесть опыт централизованного администрирования ЕСВ других стран - как положительный, так и отрицательный. «Практика администрирования налогов и взносов на социальное и пенсионное страхование единственным государственным органом в последние годы была введена в Армении, Хорватии, Латвии, Румынии, Македонии, Болгарии, Венгрии. В Канаде и США работодатели отчитываются по социальным взносам в единой налоговой декларации», - уточняет главный представитель «PwC Украина».
Управляющий партнер юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович» Валентин Гвоздий обращает внимание, что функции ведения реестра и персонификации страхователей, начисление выплат остаются за Пенсионным фондом. А поэтому важное значение приобретает качество взаимодействия между Миндоходов и ПФ.
«Основным недостатком администрирования ЕСВ Пенсионным фондом было наличие отдельного контролирующего органа, а для бизнеса большее количество контроллеров означает больше проблем. Поэтому переход этой функции к Миндоходов должно позволить упростить процесс подачи отчетности, ведь один контролирующий орган будет проверять и уплату налогов, и уплату ЕСВ», - считает юрист.
По словам заместителя председателя Федерации профсоюзов Сергея Кондрюка, администрирование ЕСВ Миндоходов негативно воспримет «теневой» бизнес, поскольку более серьезные рычаги влияния налоговиков, чем ПФ, на предприятия могут способствовать усилению борьбы с нелегальным сектором экономики, который не осуществляет надлежащих отчислений в фонды соцстрахования.
Советник практики корпоративного права МЮФ Integrites Ярослав Абрамов склоняется к тому, на риск снижения сборов ЕСВ через передача функции администрирования единого социального взноса от Пенсионного фонда в Миндоходов незначительно, поскольку в налоговой, в отличие от Пенсионного фонда, опять-таки достаточно инструментов, чтобы доначислить ЕСВ, начислять соответствующую задолженность по бизнесу и т.д. При этом Абрамов подчеркнул необходимость минимизации рисков потери информации или ее искажения при передаче информационных баз от ПФ к Миндоходов.
Председатель комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда Петр Цыбенко не исключает, что для предотвращения рисков направления поступлений от ЕСВ на покрытие кассовых разрывов бюджета (что может привести к перебоям в выплате пенсий) целесообразно усилить инструменты парламентского контроля по новой системе администрирования ЕСВ.
Правда, по словам экс -и.о. министра финансов Игоря Уманского, наоборот Госказначейство активно предоставляет кредиты для Пенсионного фонда - даже сверх объемов, предусмотренных в госбюджете. Кроме того, как сообщалось, правительство намерено предусмотреть регламент, при котором средства по ЕСВ после попадания их на счета Миндоходов в Госказначействе ежедневно будут списываться на счета Пенсионного фонда. Соответственно возможности покрывать кассовые разрывы бюджета за счет ЕСВ не будет.
Напомним, Миндоходов и Пенсионный фонд договорились о продлении выполнения последним в сентябре функций по администрированию единого взноса на общеобязательное соцстрахование.