Закон о трансфертном ценообразовании, который призван сократить вывод капитала из Украны в оффшоры, имеет ряд пробелов.
Об этом заявил партнер отдела налогообложения и юридических услуг компании EY Игорь Чуфаров в колонке на Forbes.ua.
"Вот одна из схем. Экспортер создает две компании в низконалоговой юрисдикции. Первая покупает продукцию непосредственно у него, а затем перепродает второй с небольшой наценкой. И уже эта, вторая компания реализовывает продукцию конечным потребителям, оставляя себе основную прибыль. А налогоплательщик официально декларирует в качестве связанного лица только первую компанию", - отметил он. Закон не предполагает контроля за такой второй компанией.
При этом Чуфаров отмечает, что если налоговики решат сравнить цены реализации товаров между экспортером и первой компанией с ценами реализации подобных товаров на рынке, можно воспользоваться другой лазейкой в законе.
"Украинский экспортер может реализовать свою продукцию, скажем, венгерской компании, которая, действительно, никак с ним не связана, но согласилась выступить в качестве посредника за скромное вознаграждение. Купив товар у украинского экспортера, венгерская компания перепродаст его с небольшой наценкой связанному с налогоплательщиком контрагенту в низконалоговой юрисдикции, и основная маржа от операции осядет именно в ней. Поскольку сама Венгрия не является низконалоговой юрисдикцией, а венгерская компания не является связанной компанией, то и правила трансфертного ценообразования к этой операции неприменимы", - отмечает эксперт.
Напомним, в прошлом году министр доходов и сборов Александр Клименко заявлял, что с помощью трансфертного ценообразования из Украины выводится в оффшоры порядка 100 млрд грн в год.