ГлавнаяЭкономикаБізнес

Италия хочет стать транзитером каспийского газа

Поддержка Италией Трансадриатического газопровода (TAP) может сделать ее главным транзитером каспийского газа в Европу. Одновременно это еще и чувствительный удар по планам "Газпрома", пишет итальянское издание Il Legno Storto (перевод ИноСМИ).

Фото: www.trans-adriatic-pipeline.com

На прошлой неделе, 27-го сентября, правительства Италии, Греции и Албании подписали меморандум о политической поддержке Трансадриатического газопровода (ТАР). Эта инфраструктура была спроектирована для диверсификации снабжения Европы газом.

TAP позволит Европе не зависеть от инфраструктуры, контролируемой Россией.

План транспортировки газа из Азербайджана в Европу был одобрен Европейской комиссией. Он позволяет не зависеть от инфраструктуры, контролируемой Россией, которая - особенно в центрально-восточной части Старого Света - удерживает монополию на поставки «голубого золота».

Как следует из официальной ноты, правительства трех стран заявили в Нью-Йорке, что будут следовать инициативам для реализации ТАР в ближайшие месяцы.

Фото: www.trans-adriatic-pipeline.com

«Я благодарен правительствам Италии, Греции и Албании за политическую поддержку, - заявил глава ТАР Кьетл Танглэнд (Kjetl Tungland). - Проект Трансадриатического газопровода все больше обретает форму после получения согласия на эксплуатацию азербайджанских месторождений и после выражения интереса к нашему плану со стороны таких энергетических колоссов, как British Petroleum, SOCAR и Total».

Европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер положительно оценил политическую поддержку проекта ТАР со стороны Италии, Греции и Албании. Он сказал, что это шаг вперед, позволяющий Европе облегчить доступ к газовым месторождения Азербайджана.

Ключевым вопросом остается выбор партнеров в Греции или в Болгарии. В Греции это может быть два главных проекта - консорциум "Посейдон" (трубопровод Турция-Греция-Италия, ITGI) или Трансадриатический газопровод (TAP). Если это будет Болгария, то это могут быть Nabucco или SEEP, например. Мне кажется, что пока рано говорить, какой из путей оптимальный

— Натиг Алиев, министр промышленности и энергетики Азербайджана и бывший руководитель нефтяной госкомпании страны SOCAR (State Oil Company of Azerbaijan Republic):

По газопроводу будут транспортироваться 20 миллиардов кубических метров газа в год, его протяженность составит 800 км - от греческого города Комотини до местечка Сан Фока в Апулии. В проекте участвуют норвежский колосс Statoil и швейцарская компания EGL (42%), а также немецкая компания E.On Ruhrgas (15%).

Проект Трансадриатического газопровода (TAP)
Фото: www.trans-adriatic-pipeline.com
Проект Трансадриатического газопровода (TAP)

Помимо British Petroleum, SOCAR и Total, интерес к проекту проявили греческая компания DEPA и итальянская Enel.

Поддержка Италией Трансадриатического газопровода представляет собой переворот в энергетической политике страны, которая до сих пор противостояла инициативам Европейской комиссии, предпочитая участие в проекте газопровода «Южный Поток».

Газопровод «Южный Поток», известный также под названием «Православный газопровод», задуман Россией для снабжения Юго-Западной Европы российским газом. Этот план позволяет изолировать такие политически враждебные Кремлю страны Центральной Европы, как Румыния и Польша, а также препятствует попыткам Брюсселя получить независимый от Москвы доступ к альтернативным источникам снабжения «голубым золотом».

Рекламный ролик строительства Трансадриатического газопровода

Хотя итальянское правительство поддерживает проект ТАР, пока нет ясности в том, какую позицию займет итальянский колосс ENI. Этой компании принадлежат 20% акций в проекте газопровода «Южный Поток», она является одним из наиболее надежных партнеров российского Газпрома, 50% которого принадлежит Кремлю.

Реализация Трансадриатического газопровода могла бы позволить Италии утвердиться как основной и единственной стране, импортирующей и распределяющей в Европе газ из Каспийского бассейна. Эту возможность итальянской компании было бы жаль упускать.

ТАР между Nabucco и «Южным Потоком»

При поддержке Италии, Греции и Албании ТАР теперь может победить в конкурентной борьбе не только «Южный Поток», но и Nabucco, который спроектирован для транспортировки азербайджанского газа из Турции в австрийский терминал в Баумгартене и должен пройти через территории Румынии и Венгрии.

Nabucco пользуется политической поддержкой Европейской комиссии и стран Вышеградской четверки, в которую входят Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. В экономическом плане в ней принимают участие австрийская компания OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz и немецкая RWE.

Выбор проекта для транспортировки в Европу газа из Азербайджана будет зависеть от решения консорциума, контролирующего месторождение Шах-Дениз, откуда Европа сможет импортировать 16 миллиардов кубометров «голубого золота» в год.

В феврале 2010 года Европейская комиссия заключила с Баку предварительное соглашение об эксплуатации месторождения Шах-Дениз, а в сентябре 2012 года Брюссель получил согласие Туркмении на поставки «голубого золота» в Европу.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram