На прошлой неделе, 27-го сентября, правительства Италии, Греции и Албании подписали меморандум о политической поддержке Трансадриатического газопровода (ТАР). Эта инфраструктура была спроектирована для диверсификации снабжения Европы газом.
TAP позволит Европе не зависеть от инфраструктуры, контролируемой Россией.
План транспортировки газа из Азербайджана в Европу был одобрен Европейской комиссией. Он позволяет не зависеть от инфраструктуры, контролируемой Россией, которая - особенно в центрально-восточной части Старого Света - удерживает монополию на поставки «голубого золота».
Как следует из официальной ноты, правительства трех стран заявили в Нью-Йорке, что будут следовать инициативам для реализации ТАР в ближайшие месяцы.
«Я благодарен правительствам Италии, Греции и Албании за политическую поддержку, - заявил глава ТАР Кьетл Танглэнд (Kjetl Tungland). - Проект Трансадриатического газопровода все больше обретает форму после получения согласия на эксплуатацию азербайджанских месторождений и после выражения интереса к нашему плану со стороны таких энергетических колоссов, как British Petroleum, SOCAR и Total».
Европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер положительно оценил политическую поддержку проекта ТАР со стороны Италии, Греции и Албании. Он сказал, что это шаг вперед, позволяющий Европе облегчить доступ к газовым месторождения Азербайджана.
Ключевым вопросом остается выбор партнеров в Греции или в Болгарии. В Греции это может быть два главных проекта - консорциум "Посейдон" (трубопровод Турция-Греция-Италия, ITGI) или Трансадриатический газопровод (TAP). Если это будет Болгария, то это могут быть Nabucco или SEEP, например. Мне кажется, что пока рано говорить, какой из путей оптимальный
— Натиг Алиев, министр промышленности и энергетики Азербайджана и бывший руководитель нефтяной госкомпании страны SOCAR (State Oil Company of Azerbaijan Republic):
По газопроводу будут транспортироваться 20 миллиардов кубических метров газа в год, его протяженность составит 800 км - от греческого города Комотини до местечка Сан Фока в Апулии. В проекте участвуют норвежский колосс Statoil и швейцарская компания EGL (42%), а также немецкая компания E.On Ruhrgas (15%).
Помимо British Petroleum, SOCAR и Total, интерес к проекту проявили греческая компания DEPA и итальянская Enel.
Поддержка Италией Трансадриатического газопровода представляет собой переворот в энергетической политике страны, которая до сих пор противостояла инициативам Европейской комиссии, предпочитая участие в проекте газопровода «Южный Поток».
Газопровод «Южный Поток», известный также под названием «Православный газопровод», задуман Россией для снабжения Юго-Западной Европы российским газом. Этот план позволяет изолировать такие политически враждебные Кремлю страны Центральной Европы, как Румыния и Польша, а также препятствует попыткам Брюсселя получить независимый от Москвы доступ к альтернативным источникам снабжения «голубым золотом».
Рекламный ролик строительства Трансадриатического газопровода
Хотя итальянское правительство поддерживает проект ТАР, пока нет ясности в том, какую позицию займет итальянский колосс ENI. Этой компании принадлежат 20% акций в проекте газопровода «Южный Поток», она является одним из наиболее надежных партнеров российского Газпрома, 50% которого принадлежит Кремлю.
Реализация Трансадриатического газопровода могла бы позволить Италии утвердиться как основной и единственной стране, импортирующей и распределяющей в Европе газ из Каспийского бассейна. Эту возможность итальянской компании было бы жаль упускать.
ТАР между Nabucco и «Южным Потоком»
При поддержке Италии, Греции и Албании ТАР теперь может победить в конкурентной борьбе не только «Южный Поток», но и Nabucco, который спроектирован для транспортировки азербайджанского газа из Турции в австрийский терминал в Баумгартене и должен пройти через территории Румынии и Венгрии.
Nabucco пользуется политической поддержкой Европейской комиссии и стран Вышеградской четверки, в которую входят Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. В экономическом плане в ней принимают участие австрийская компания OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz и немецкая RWE.
Выбор проекта для транспортировки в Европу газа из Азербайджана будет зависеть от решения консорциума, контролирующего месторождение Шах-Дениз, откуда Европа сможет импортировать 16 миллиардов кубометров «голубого золота» в год.
В феврале 2010 года Европейская комиссия заключила с Баку предварительное соглашение об эксплуатации месторождения Шах-Дениз, а в сентябре 2012 года Брюссель получил согласие Туркмении на поставки «голубого золота» в Европу.