Напомним, что решение о включении МА «Борисполь» в перечень объектов, которые могут быть переданы в концессию, Кабмин принял 26 сентября. В сообщении Мининфраструктуры по этому поводу было заявлено: «Привлечение частного инвестора – профессионального эксплуатанта с международным опытом работы в международный аэропорт «Борисполь» позволит погасить существующие долговые обязательства аэропорта и обеспечить дальнейшее долгосрочное развитие этого инфраструктурного объекта».
Передачу аэропорта в управление частной компании можно считать главным позитивом, так как государство доказало свою неэффективность в сферах деятельности, связанных с обслуживанием людей. Если же победителем конкурса действительно станет западная компания, то можно ожидать пересмотр (в сторону снижения) стоимости проектов, в которых участвует аэропорт. В частности проекта железнодорожного сообщения с Киевом «Воздушный экспресс».
Пока же все выглядит так, что наши чиновники в своих заявлениях говорят о выгодах для государства, забывая о том, зачем это все нужно инвестору. Чего стоит только такой момент в заявлении МИУ: «Наиболее важным фактором для привлечения частного инвестора на условиях концессии являются финансовые преимущества, которые получит государственное предприятие».
В МИУ говорят о том, что концессионер должен вложить 2,3 млрд.грн в развитие инфраструктуры аэропорта, погасить кредиты в сумме 4,8 млрд.грн, и только за первые 10 лет заплатить в бюджет не менее 1,5 млрд.грн. концессионных платежей. Получается 8,6 млрд.грн, из которых почти 3 млрд. в первые два года.
В 2012 г. общий доход аэропорта составит около 1,5 млрд.грн, при валовой прибыли около 700 млн.грн. и чистой прибыли в около 500 млн.грн. По крайней мере в первом полугодии эти показатели составили соответственно – 760,83 млн.грн, 342,17 млн.грн и 270,49 млн.грн.
При таких финансовых параметрах, даже с учетом ежегодного роста на 10-15%, придется выбирать между развитием инфраструктуры и погашением долгов. Или хотя бы учитывать возврат кредитов в качестве концессионных платежей. Иначе для частного инвестора это станет малоинтересным мероприятием.
Можно, конечно, переложить это бремя на пассажиров. Но в таком случае рост цен на авиабилеты и обслуживание в самом аэропорту снизят его конкурентоспособность как транзитного хаба. И тогда теряется смысл в дальнейшем развитии инфраструктуры. Очевидно, что взаимовыгодный компромисс по поводу «цены вопроса» будет найден.
Пока же более актуальной является тема самого концессионного конкурса, его условия и критерии допуска. Мининфраструктуры уже давно занимается этой темой. Так еще в феврале этого года Борис Колесников заявлял, что ведутся переговоры «с четырьмя мировыми брендами».
На необходимости привлечения на конкурсной основе профессиональной компании с подтвержденным международным опытом управления объектами авиационного транспорта акцентировали внимание в последнем заявлении и «Аэросвит» с МАУ. Причем базовые авиакомпании «Борисполя» несколько раз обращают внимание на эту необходимость.
Как отмечается, «МАУ и «АэроСвит» убеждены в том, что оптимальный выбор концессионера-эксплуатанта возможен только при абсолютной открытости и прозрачности конкурса, обеспечении доступа к участию в нем всех желающих и выделении достаточного времени на его проведение». При этом «какая-либо поспешность в его организации недопустима».
А чтобы не допустить даже теоретическую возможность проведения непрозрачного конкурса эти авиакомпании уже сами начинают консультации с ведущими международными компаниями – операторами аэропортов – относительно их участия в будущем конкурсе и в перспективе рассматривают возможность создания консорциума с целью обеспечения наиболее эффективного взаимодействия базовых авиаперевозчиков и аэропорта «Борисполь».