Связь - все более дорогое удовольствие
Весенние эксперименты
Весной крупнейшие операторы сотовой связи «Киевстар», «МТС Украина» и «Астелит» (life:)) начали первые эксперименты по изменению цен. Сперва это были второстепенные услуги (sms, mms), а не голосовая связь.
Крупнейший звездный оператор с конца марта пошел дальше - он начал отрабатывать новую систему тарификации: плати абоплату не за месяц, а за день (0,7-1 грн.). Абонентам нескольких тарифных планов были отправлены sms о переводе. В ходе этой акции «Киевстару» удавалось сохранять тишину.
Шумиха в СМИ началась только после очень заметного действия по изменению политики второго по величине оператора – МТС. Компания в конце мая объявила о том, что повышает расценки в ряде тарифов. Это действие коснулось увеличения стоимости звонков на другие сети на 20% (с 1 грн до 1,2 грн/мин) и на 50% (с 0,5 грн до 0,75 грн) - внутри сети после выговаривания пакетных минут.
Информация «про покращення» быстро разнеслась через соцсети и вызвала переполох. И не мудрено: ведь в последние годы расценки только падали. В МТС заявляли, что абоненты теперь будут тратить незначительно больше. Но слово «подорожание» публика услышала гораздо отчетливее, чем слово «незначительно».
АМКУ «негодует»?
Тарифную историю очень быстро заметили в Антимонопольном комитете (АМКУ). Под лозунгом «мы заставим операторов довести рентабельность до экономически обоснованного уровня!» ведомство дало команду снизить тарифы «Киевстару» и МТС.
Если операторы не последуют призыву, им может угрожать штраф вплоть до 10% от оборота. У звездного оператора это будет чуть больше миллиарда грн, у компании с яйцом на лого – чуть меньше. Угрозы звучат довольно устрашающе, так как за день до появления рекомендаций АМКУ стало известно о самом крупном штрафе в истории ведомства – лесотрейдеров наказали за сговор на сотни миллионов.
А вот оператора под брендом life:) АМКУ в расчет не берет, потому что тот относительно небольшой. В комитете решили, что если крупные игроки умерят свой аппетит, то и остальные последуют за ними. Хотя в самом улыбчивом операторе вряд ли так думают — они довольны нынешними тарифами.
«Киевстар» и МТС воспринимают рекомендации по-разному. Компания МТС в июле пошла на попятную и немного снизила уже повышенные тарифы. Правда, не до прежнего уровня, то есть расценки все же выросли. Тарифы на звонки внутри сети после исчерпания пакетных минут составят не 75 коп, 60 коп. Звонки на другие сети - не 1,2 грн, а 1,1 грн. Кроме того, в некоторых тарифных планах компания МТС снизила таксу на фиксированные сети – с 1,2 грн до 1 грн. Также была снижена стоимость такой непопулярной услуги как mms. АМКУ действиями МТС остался доволен и лаже сделал заявление об обращениях благодарных абонентов.
Получается, что красный оператор отделался «малой кровью». По факту часть популярных тарифов после понижения оказались все равно несколько выше, чем они были весной. А позитивный резонанс от этого действия оказался громкий.
А вот лидер рынка «Киевстар» проявил себя иначе. Компания уменьшила расценки в единственном тарифе «Классический», из которого еще весной большая часть абонентов была переведена на альтернативные предложения. Одновременно «Киевстар» решил не приостанавливать свою стратегию по переводу абонентов в новые пакетные тарифы и тарифы с подневной абоплатой. В прежних тарифах ценовые условия заметно ухудшались. Стоимость минуты на другие сети в ряде предложений была доведена до 1,25 грн. (с 70-85 коп), в некоторых тарифных планах была увеличена стоимость sms и mms.
Такие изменения АМКУ не удовлетворили. Мол, не хотят выполнять рекомендации – будем штрафовать. Но заявления пока не подтверждаются действиями. Можно предположить, что звездной компании удалось каким-то образом тоже договориться с чиновниками. Но удастся ли договориться с абонентами?
Конкуренты ждут промаха
Можно предположить, что на «Киевстар» как на дочернюю компанию международного холдинга Vimpelcom (Beeline) повлияли акционеры и поставили задание любой ценой повысить заработок для компенсации потерь на других рынках. О том, что заработок украинской дочки тоже вдруг начал проседать, свидетельствуют финансовые результаты второго квартала. Доход компании снизился на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В компании объяснили это переходом на пакетную модель продаж услуг. Но вряд ли оператор будет переходить на новую стратегию продаж услуг себе во вред. Кроме того, большинство изменений в тарифах произошли летом, а отчетный квартал закончился в июне. Так что резкое изменение стратегии, скорее всего, стало экстренными мерами по спасению выручки. Еще вопрос, поможет ли тарифный блиц-криг «Киевстару» или, наоборот, потянет его ко дну.
Конкуренты «Киевстара» будут готовить ответ уже в сентябре, когда лидер рынка отчитается о ситуации с абонентской базой. Этот показатель должен наглядно продемонстрировать, довольны ли клиенты изменениями или нет. Третий по величине оператор life:) пока предпочел не принимать никаких серьезных действий и наблюдать за ситуацией со стороны. Хотя в этом году компании позарез нужно выступить в хорошем свете перед инвесторами и выйти, наконец-то, на чистую прибыль.
Если часть абонентов воспримет новые тарифы «Киевстара» в штыки, у конкурентов могут появиться альтернативные предложения с условиями (или даже названиями), копирующими старые массовые тарифы лидера.
Такая практика частенько применяется телеком-компаниями на украинском консервативном рынке. Например, когда «Воля» принудительно переводила несколько лет назад абонентов на цифровое кабельное ТВ, заставляя устанавливать приставку, в Киеве появилось несколько успешных альтернативных аналоговых сетей (таких как «Ланет» и «Триолан»), которые предложили абонентам поменять оператора, но сохранить прежние условия услуги. Количество «переметнувшихся» киевлян измеряется сотнями тысяч.
Зачастую, единственное, что может удержать абонентов от смены мобильной сети – это абонентский номер, который у многих остается неизменным годами. Впрочем, это проблему может легко решить новая услуга, которую власти хотят внедрить до конца года – MNP (Mobile Number Portability - сохранение номера при смене провайдера). Иностранные эксперты, основываясь на опыте других стран, прогнозируют, что новой услугой может воспользоваться в Украине около 1 миллиона абонентов за год.
Хотя еще более вероятно, что что осенью другие операторы последуют примеру «Киевстара» и подтянут расценки до его уровня. Ведь если лидер рынка уже сообщил клиентам о новых ценах, то действия остальных игроков будут восприниматься не как революция, а как тенденция. И рост цен на мобильные услуги ни у кого не вызовет удивления.