ОЭСР была создана в 1961 году на базе организации, которая с 1948 года занималась восстановлением послевоенной Европы за американский счет по "плану Маршалла". Сегодня ОЭСР занимается развитием стран — членов оранизации. На долю этих 34-х стран приходится около 60% мирового ВВП.
Украина в состав организации не входит. Тем не менее, ОЭСР оказывает ей помощь в проведении реформ. В июне 2012 года ОЭСР выпустила доклад Competitiveness and Private Sector Development: Ukraine 2011 (Отчет о конкурентоспособности и развитии предпринимательства: Украина 2011) при финансовой поддержке Агентства международного развития Швеции (SIDA).
В документе дается оценка конкурентоспособности и привлекательности Украины для инвесторов в нескольких ключевых секторах экономики. Также там содержатся рекомендации для украинских чиновников.
Агробизнес
Если идет речь о конкурентоспособности украинской экономики, то первым делом упоминается АПК. Исходя из анализа ОЭСР у нас в этом секторе проблем достаточно. Но решения есть.
В стране - значительные возможности для дальнейшего развития сельского хозяйства. Первым делом путем преодоления таких проблем:
- трудности в получении краткосрочного и долгосрочного финансирования, в результате чего продолжают использоваться устаревшие технологии, почти отсутствуют инвестиции в химическое производство удобрений и пестицидов;
- отсутствие знаний, навыков и умений в области агрономии и сельского управления;
- трудности с получением земли;
- низкая производительность;
- качество продукции не соответствует стандартам соседних рынков, что препятствует развитию экспорта.
Ожидаемый рост спроса на основную и переработанную сельскохозяйственную продукцию мог бы сделать этот сектор более привлекательным для частных инвесторов, особенно для иностранных агрокомпаний, которые сейчас инвестируют в страны с развивающейся экономикой. ОЭСР выбрала два пилотных сектора для реформ – зерно и молочные продукты.
В докладе ОЭСР не устает упоминать о наших многочисленных преимуществах. Украина может играть ведущую роль производителя и экспортера на рынке зерна. Его себестоимость примерно на 50% ниже, чем у европейских производителей. Благоприятное географическое положение гарантирует низкие расходы на перевозку и экспорт в соседнюю Западную Европу, в ближневосточные и африканские страны. Наконец, значительный потенциал для повышения производительности и наличие неиспользованных пахотных земель может способствовать значительному росту производства украинского зерна и переработанной продукции.
Рекомендации по реформированию зернового сектора:
1. Навыки человеческого капитала должны соответствовать потребностям отрасли. Ноу-хау, технические навыки и финансовая грамотность должны быть адаптированы к требованиям украинских фермеров. Ведь низкое качество зерна отрицательно влияет на способность обрабатывать его и, в конечном счете, на общую конкурентоспособность сектора.
2. Трудности в получении финансирования являются основной проблемой для малых и средних фермеров, ограничивая их возможность инвестировать в свой бизнес. Низкая продуктивность является результатом использования материалов низкого качества (удобрения, семена), а также отсутствия инвестиций в основные фонды (оборудование и склады). Доступ к финансированию для фермеров должен быть облегчен благодаря господдержке поставок, лизинга и страхования.
3. Государственный мораторий на продажу земли препятствует свободной конкуренции, инвестициям и росту производительности. Это также оказывает негативное влияние на доступ к финансовым ресурсам. Раз земля не находится в собственности, она не может быть использована в качестве залога. Это сказывается и на притоке иностранных инвестиций - земля не может быть приобретена иностранными гражданами или зарубежными компаниями. ОЭСР советует провести реформу земельной политики с тем, чтобы привлечь инвесторов и создать условия для использования земельных активов в качестве залогового имущества.
Государственный мораторий на продажу земли препятствует свободной конкуренции, инвестициям и росту производительности.
4. Необходимо также развивать институциональные услуги, такие как информационные услуги по кредитованию, обеспечение регистрации залогового имущества и услуги по предоставлению информации о рынке.
5. Непредсказуемая торговая политика иногда противоречит рыночным условиям, лишний раз нивелируя старания фермеров. Например, в условиях мирового роста цен на зерно в 2010 году были временно наложены ограничения на экспорт. Нужно ослабить ограничения на торговлю зерном (квоты, например) для повышения предсказуемости и привлекательности сектора для отечественных и иностранных инвесторов.
Что касается сектора молочных продуктов, то и тут Украина может похвастать своими "данными", хотя количество рогатого скота и продукции уменьшилось после обретения независимости. Наши производственные затраты в отрасли сопоставимы с таковыми в Новой Зеландии и значительно ниже, чем в большинстве стран Евразии. По данным ОЭСР, внутренний спрос в Украине на переработанные молочные продукты увеличится на 25% в ближайшее десятилетие. Кроме того, Украина находится возле ряда крупных или развивающихся рынков, таких как Европейский Союз, Россия и страны СНГ. Страны СНГ и Ближнего Востока уже стали ключевыми импортерами украинских молочных продуктов.
спрос в Украине на переработанные молочные продукты увеличится на 25% в ближайшее десятилетие
Рекомендации по реформированию сектора молочных продуктов:
1. Необходимо переобучение жителей сельской местности, чтобы они могли работать в отрасли.
2. Даже молоко самого высокого качества из Украины не подходит для экспорта в Западную Европу. Следовательно, необходимо привести стандарты качества в соответствие со стандартами ЕС.
3. Производство сырого молока до сих пор территориально разбросано, причем 80% продукции собирается с домашних хозяйств, которым принадлежит до пяти коров. ОЭСР видит выход в облегчении доступа к финансированию, что позволит увеличить число коров в домашних хозяйствах, и как следствие – избавиться от таких многочисленных контактов при сборе молока. Среди возможных путей - институты микрофинансирования, финансирование цепочки поставок, эффективные схемы кредитных гарантий и кооперативные банки.
4. Уровень инвестиций в этот сектор невелик, что тормозит так необходимую технологическую модернизацию. Для привлечения крупных иностранных инвесторов в сектор переработки молочной продукции должна быть реализована долгосрочная стратегия по двум приоритетным направлениям: одновременного повышения качества и производительности сырого молока и ориентация на внутренний рынок до вхождения на рынки стран СНГ, а потом уже ЕС.
Энергоэффективность и альтернативные источники энергии
Большие количества отходов сельского и лесного хозяйств Украины могут послужить основой для дальнейшего развития производства энергии на основе биомассы.
Ожидается, что повышение цены импортируемого в Украину природного газа достигнет уровня цен в Западной Европе, что повысит привлекательность возобновляемых источников энергии. Экономический потенциал отходов растениеводства в год оценивается в сумме, эквивалентной 14 млн тонн угля.
Рекомендации по реформированию сектора:
1. Административные барьеры существенно ограничивают инвестиционные возможности в этом секторе. Инвестиционная политика и поддержка – одно из приоритетных направлений реформы. Предлагается пойти путем оптимизации административных процессов (например, выдачи разрешений) или "единого окна" для инвесторов. В общем, необходим заслуживающий доверия национальный план, который определил бы роль и задачи биомассы в энергетическом секторе.
2. Низкая осведомленность о возможности использования биомассы среди фермеров, промышленных предприятий и коммунальных услуг тормозит развитие отрасли. Правительством должен быть определен специальный отраслевой план, с изложением долгосрочной стратегии развития на основе производства энергии из биомассы, а также среднесрочный план действий.
3. Отсутствие доступа к капиталу, задолженности местных предприятий и задолженности по платежам потребителей препятствуют росту сектора. В реформу энергетического сектора должны быть включены и другие направления, в том числе выравнивание цен, регулирование рынка, решение проблемы неплатежей со стороны потребителей и приватизации сектора коммунальных услуг.
Гражданское авиастроение
Украина является одной из немногих стран в мире, которые способны производить современные самолеты. Украинская промышленность гражданского авиастроения очень известна в мире благодаря давнему постоянному присутствию страны в этом секторе.
Сектор является частью космической промышленности и охватывает проектирование, производство, обслуживание, текущий и капитальный ремонт гражданских самолетов. Украина имеет хорошую репутацию в области аэродинамики, например, в области дизайна крыла. У страны высокий уровень инженерных навыков и способностей, а также ценовой конкурентоспособности.
Рекомендации по реформированию сектора авиастроения:
1. Черезмерно жесткое управление госкомпаниями и ограничительная инвестиционная политика препятствуют реализации бизнес-стратегий, основанных на лучшей мировой практике и не дают интегрировать сектор в мировую цепочку поставок.
Следует завершить реформу системы управления авиакомпаниями. Гражданское авиастроение должно быть полностью отделено от военной промышленности, что позволит ему взаимодействовать с глобальными поставщиками и партнерами. Это поможет решить вопросы финансирования.
Гражданское авиастроение должно быть полностью отделено от военной промышленности.
2. Нужно усилить действие инвестиционной политики и применить поощрение действий, которые делают отрасль более привлекательной для иностранных инвесторов и других промышленных партнеров.
3. Квалификация рабочей силы требует повышения для сохранения конкурентоспособности этого сектора в будущем.
Основными проблемами Украины по мнению ОЭСР являются высокая энергоемкость экономики, подверженность внешним потрясениям и плохая бизнес-среда. Коррупция, бюрократия и слабое исполнение контрактов препятствуют притоку иностранных инвестиций в страну. Следуя советам ОЭСР можно добиться лучшей жизни в Украине.
Перевод доклада с английского — Татьяна Кучеренко