ГлавнаяЭкономикаДержава
Спецтема

Конспект: Оценка конкурентоспособности Украины со стороны ОЭСР

Одна из ведущих международных экономических организаций ОЭСР (в ее состав входят 34 развитые страны) провела оценку развития Украины. Эксперты отметили благоприятный климат, образованное население, обилие пахотных земель и отличное географическое расположение нашей страны. С такими стартовыми условиями Украина могла бы войти в список самых развитых экономик мира. Что этому мешает — в конспекте доклада Организации экономического сотрудничества и развития ниже. Вы также можете прочесть оригинальный доклад на английском языке в онлайн-режиме на сайте ОЭСР.

Обложка доклада ОЭСР об Украине
Обложка доклада ОЭСР об Украине

ОЭСР была создана в 1961 году на базе организации, которая с 1948 года занималась восстановлением послевоенной Европы за американский счет по "плану Маршалла". Сегодня ОЭСР занимается развитием стран — членов оранизации. На долю этих 34-х стран приходится около 60% мирового ВВП.

Украина в состав организации не входит. Тем не менее, ОЭСР оказывает ей помощь в проведении реформ. В июне 2012 года ОЭСР выпустила доклад Competitiveness and Private Sector Development: Ukraine 2011 (Отчет о конкурентоспособности и развитии предпринимательства: Украина 2011) при финансовой поддержке Агентства международного развития Швеции (SIDA).

В документе дается оценка конкурентоспособности и привлекательности Украины для инвесторов в нескольких ключевых секторах экономики. Также там содержатся рекомендации для украинских чиновников.

Агробизнес

Если идет речь о конкурентоспособности украинской экономики, то первым делом упоминается АПК. Исходя из анализа ОЭСР у нас в этом секторе проблем достаточно. Но решения есть.

В стране - значительные возможности для дальнейшего развития сельского хозяйства. Первым делом путем преодоления таких проблем:

  • трудности в получении краткосрочного и долгосрочного финансирования, в результате чего продолжают использоваться устаревшие технологии, почти отсутствуют инвестиции в химическое производство удобрений и пестицидов;
  • отсутствие знаний, навыков и умений в области агрономии и сельского управления;
  • трудности с получением земли;
  • низкая производительность;
  • качество продукции не соответствует стандартам соседних рынков, что препятствует развитию экспорта.

Ожидаемый рост спроса на основную и переработанную сельскохозяйственную продукцию мог бы сделать этот сектор более привлекательным для частных инвесторов, особенно для иностранных агрокомпаний, которые сейчас инвестируют в страны с развивающейся экономикой. ОЭСР выбрала два пилотных сектора для реформ – зерно и молочные продукты.

В докладе ОЭСР не устает упоминать о наших многочисленных преимуществах. Украина может играть ведущую роль производителя и экспортера на рынке зерна. Его себестоимость примерно на 50% ниже, чем у европейских производителей. Благоприятное географическое положение гарантирует низкие расходы на перевозку и экспорт в соседнюю Западную Европу, в ближневосточные и африканские страны. Наконец, значительный потенциал для повышения производительности и наличие неиспользованных пахотных земель может способствовать значительному росту производства украинского зерна и переработанной продукции.

Рекомендации по реформированию зернового сектора:

1. Навыки человеческого капитала должны соответствовать потребностям отрасли. Ноу-хау, технические навыки и финансовая грамотность должны быть адаптированы к требованиям украинских фермеров. Ведь низкое качество зерна отрицательно влияет на способность обрабатывать его и, в конечном счете, на общую конкурентоспособность сектора.

2. Трудности в получении финансирования являются основной проблемой для малых и средних фермеров, ограничивая их возможность инвестировать в свой бизнес. Низкая продуктивность является результатом использования материалов низкого качества (удобрения, семена), а также отсутствия инвестиций в основные фонды (оборудование и склады). Доступ к финансированию для фермеров должен быть облегчен благодаря господдержке поставок, лизинга и страхования.

3. Государственный мораторий на продажу земли препятствует свободной конкуренции, инвестициям и росту производительности. Это также оказывает негативное влияние на доступ к финансовым ресурсам. Раз земля не находится в собственности, она не может быть использована в качестве залога. Это сказывается и на притоке иностранных инвестиций - земля не может быть приобретена иностранными гражданами или зарубежными компаниями. ОЭСР советует провести реформу земельной политики с тем, чтобы привлечь инвесторов и создать условия для использования земельных активов в качестве залогового имущества.

Государственный мораторий на продажу земли препятствует свободной конкуренции, инвестициям и росту производительности.

4. Необходимо также развивать институциональные услуги, такие как информационные услуги по кредитованию, обеспечение регистрации залогового имущества и услуги по предоставлению информации о рынке.

5. Непредсказуемая торговая политика иногда противоречит рыночным условиям, лишний раз нивелируя старания фермеров. Например, в условиях мирового роста цен на зерно в 2010 году были временно наложены ограничения на экспорт. Нужно ослабить ограничения на торговлю зерном (квоты, например) для повышения предсказуемости и привлекательности сектора для отечественных и иностранных инвесторов.

Рис. 1. Средний урожай пшеницы (слева) и ячменя (справа) (тонн с гектара), 2005-2010 гг.
Рис. 1. Средний урожай пшеницы (слева) и ячменя (справа) (тонн с гектара), 2005-2010 гг.

Что касается сектора молочных продуктов, то и тут Украина может похвастать своими "данными", хотя количество рогатого скота и продукции уменьшилось после обретения независимости. Наши производственные затраты в отрасли сопоставимы с таковыми в Новой Зеландии и значительно ниже, чем в большинстве стран Евразии. По данным ОЭСР, внутренний спрос в Украине на переработанные молочные продукты увеличится на 25% в ближайшее десятилетие. Кроме того, Украина находится возле ряда крупных или развивающихся рынков, таких как Европейский Союз, Россия и страны СНГ. Страны СНГ и Ближнего Востока уже стали ключевыми импортерами украинских молочных продуктов.

спрос в Украине на переработанные молочные продукты увеличится на 25% в ближайшее десятилетие

Рис. 2. Потребление и экспорт молокопродуктов Украиной в 2009 г. (в тыс. тонн). Цветами обозначены слева направа в легенде:
экспорт (желтый), потребление (оранжевый), импорт (фиолетовый). Столбцами обозначены слева направа: сыр (самый высокий столбец), масло, цельное сухое молоко, обезжиренное сухое молоко (самый низкий
столбец).
Рис. 2. Потребление и экспорт молокопродуктов Украиной в 2009 г. (в тыс. тонн). Цветами обозначены слева направа в легенде: экспорт (желтый), потребление (оранжевый), импорт (фиолетовый). Столбцами обозначены слева направа: сыр (самый высокий столбец), масло, цельное сухое молоко, обезжиренное сухое молоко (самый низкий столбец).

Рекомендации по реформированию сектора молочных продуктов:

1. Необходимо переобучение жителей сельской местности, чтобы они могли работать в отрасли.

2. Даже молоко самого высокого качества из Украины не подходит для экспорта в Западную Европу. Следовательно, необходимо привести стандарты качества в соответствие со стандартами ЕС.

3. Производство сырого молока до сих пор территориально разбросано, причем 80% продукции собирается с домашних хозяйств, которым принадлежит до пяти коров. ОЭСР видит выход в облегчении доступа к финансированию, что позволит увеличить число коров в домашних хозяйствах, и как следствие – избавиться от таких многочисленных контактов при сборе молока. Среди возможных путей - институты микрофинансирования, финансирование цепочки поставок, эффективные схемы кредитных гарантий и кооперативные банки.

4. Уровень инвестиций в этот сектор невелик, что тормозит так необходимую технологическую модернизацию. Для привлечения крупных иностранных инвесторов в сектор переработки молочной продукции должна быть реализована долгосрочная стратегия по двум приоритетным направлениям: одновременного повышения качества и производительности сырого молока и ориентация на внутренний рынок до вхождения на рынки стран СНГ, а потом уже ЕС.

Энергоэффективность и альтернативные источники энергии

Большие количества отходов сельского и лесного хозяйств Украины могут послужить основой для дальнейшего развития производства энергии на основе биомассы.

Ожидается, что повышение цены импортируемого в Украину природного газа достигнет уровня цен в Западной Европе, что повысит привлекательность возобновляемых источников энергии. Экономический потенциал отходов растениеводства в год оценивается в сумме, эквивалентной 14 млн тонн угля.

Рис. 3. Биомасса составляет значительную долю среди возобновляемых источников энергии в мире. Структура производства энергии из
возобновляемых источников по состоянию на 2007 год. Ветер - 1%, вода - 17,7%, солнечная и энергия приливов - 0,6%, геотермальная - 3,3%, твердая биомасса и уголь - 72,9%, жидкая биомасса - 2,4%,
возобновляемые источники - 0,9%, газ из биомассы - 1,1%.
Рис. 3. Биомасса составляет значительную долю среди возобновляемых источников энергии в мире. Структура производства энергии из возобновляемых источников по состоянию на 2007 год. Ветер - 1%, вода - 17,7%, солнечная и энергия приливов - 0,6%, геотермальная - 3,3%, твердая биомасса и уголь - 72,9%, жидкая биомасса - 2,4%, возобновляемые источники - 0,9%, газ из биомассы - 1,1%.

Рекомендации по реформированию сектора:

1. Административные барьеры существенно ограничивают инвестиционные возможности в этом секторе. Инвестиционная политика и поддержка – одно из приоритетных направлений реформы. Предлагается пойти путем оптимизации административных процессов (например, выдачи разрешений) или "единого окна" для инвесторов. В общем, необходим заслуживающий доверия национальный план, который определил бы роль и задачи биомассы в энергетическом секторе.

2. Низкая осведомленность о возможности использования биомассы среди фермеров, промышленных предприятий и коммунальных услуг тормозит развитие отрасли. Правительством должен быть определен специальный отраслевой план, с изложением долгосрочной стратегии развития на основе производства энергии из биомассы, а также среднесрочный план действий.

3. Отсутствие доступа к капиталу, задолженности местных предприятий и задолженности по платежам потребителей препятствуют росту сектора. В реформу энергетического сектора должны быть включены и другие направления, в том числе выравнивание цен, регулирование рынка, решение проблемы неплатежей со стороны потребителей и приватизации сектора коммунальных услуг.

Гражданское авиастроение

Украина является одной из немногих стран в мире, которые способны производить современные самолеты. Украинская промышленность гражданского авиастроения очень известна в мире благодаря давнему постоянному присутствию страны в этом секторе.

Сектор является частью космической промышленности и охватывает проектирование, производство, обслуживание, текущий и капитальный ремонт гражданских самолетов. Украина имеет хорошую репутацию в области аэродинамики, например, в области дизайна крыла. У страны высокий уровень инженерных навыков и способностей, а также ценовой конкурентоспособности.

Рис. 4. Ожидаемый спрос на гражданские самолеты в 2011-2030 гг. (Данные Boeing Current Markrt Outlook 2011). Страны Африки,
Ближниего Востока, СНГ, Латинской Америки, Европы, тихоокеанского бассейна, Северной Америки.
Рис. 4. Ожидаемый спрос на гражданские самолеты в 2011-2030 гг. (Данные Boeing Current Markrt Outlook 2011). Страны Африки, Ближниего Востока, СНГ, Латинской Америки, Европы, тихоокеанского бассейна, Северной Америки.

Рекомендации по реформированию сектора авиастроения:

1. Черезмерно жесткое управление госкомпаниями и ограничительная инвестиционная политика препятствуют реализации бизнес-стратегий, основанных на лучшей мировой практике и не дают интегрировать сектор в мировую цепочку поставок.

Следует завершить реформу системы управления авиакомпаниями. Гражданское авиастроение должно быть полностью отделено от военной промышленности, что позволит ему взаимодействовать с глобальными поставщиками и партнерами. Это поможет решить вопросы финансирования.

Гражданское авиастроение должно быть полностью отделено от военной промышленности.

2. Нужно усилить действие инвестиционной политики и применить поощрение действий, которые делают отрасль более привлекательной для иностранных инвесторов и других промышленных партнеров.

3. Квалификация рабочей силы требует повышения для сохранения конкурентоспособности этого сектора в будущем.

Основными проблемами Украины по мнению ОЭСР являются высокая энергоемкость экономики, подверженность внешним потрясениям и плохая бизнес-среда. Коррупция, бюрократия и слабое исполнение контрактов препятствуют притоку иностранных инвестиций в страну. Следуя советам ОЭСР можно добиться лучшей жизни в Украине.

Перевод доклада с английского — Татьяна Кучеренко

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram