Все больше вопросов вызывает деятельность латвийского Trasta Komercbanka, связанная с сомнительными государственными закупками в Украине. В 2011 году, возможно, были украдены миллионы долларов благодаря этому банку. Согласно информации BNE, в сомнительных сделках участвовали компании латвийского банка, а сам банк связан с министром энергетики Украины Юрием Бойко.
В марте 2011 года британская компания-"пустышка" Highway Investment Processing выиграла тендер на поставку буровой установки за $400 миллионов украинской компании "Черноморнефтегаз", которая является дочерней компанией НАК "Нафтогаз-Украина".
Позже норвежская компания Seadrill, которая производит буровые установки, подтвердила, что "вышка" стоила всего $248,5 миллионов. Это заставило задуматься о размере наценки посредника и о том, кто же счастливый бенефициар компании Highway.
В двух параллельных тендерах в марте 2011 года участвовала британская компания-"пустышка" Verylux Company, зарегистрированная по тому же адресу, что и Highway Investment, и также с неизвестными выгодополучателями. Она заключила контракты по итогам торгов на более чем $150 миллионов на поставку судов тому же "Черноморнефтегазу", дочерней структуре "Нафтогаза". Рыночные аналитики отмечают, что и в этот раз наценка посредника составила почти 100%. При этом "Нафтогаз" отрицает какие-либо нарушения в тендерах.
Hаценка посредника составила почти 100%.
Подозрения в том, что тендеры были сфальсифицированы, вызывают другие журналистские расследования и тендерная документация. Выяснилось, что компании-"пустышки" (как победители, так и проигравшие в торгах) были созданы одной и той же компанией - International Overseas Services (IOS).
В запросе милиции Украины в сентябре 2011 года на обыск офиса IOS в Киеве в связи с отмыванием денег, который прозвучал в украинском суде, говорилось, что IOS "специализируется на создании оффшорных компаний, зарегистрированных на фиктивных персон, для минимизации налогов и вывода срадств в оффшорные банки".
Согласно данным, которое приводит следствие, IOS была под управлением небольших латвийских банков. Основной деятельностью этих банков было обслуживание клиентов из бывшего СССР через оффшорные компании на Западе. Таким образом, не удивительно, что компания-победитель тендера на $400 миллионов, Highway Investment, имела счета в латвийском банке Trasta Komercbanka. В 12-м по размеру активов банке Латвии, согласно конкурсной документации, которую изучал BNE.
Компания-победитель тендера на $400 миллионов, Highway Investment, имела счета в латвийском банке Trasta Komercbanka.
Не вызывающий доверия Trasta
Не удивительно, что компания, которая проиграла торги - Falcona Systems из Новой Зеландии, - также имела счет в Trasta Komercbanka. Falcona также заняла второе место в состязании на поставку судов "Черноморнефтегазу". Украинское законодательство требует как минимум двух участников торгов.
Экспертиза тендерной документации BNE показывает, что Trasta Komercbanka не просто банк, через который шли деньги. В документации Falcona Systems говорится о доверенном лице компании - Раисе Николаевне Дзюбе. В бумагах были ее паспортные данные, благодаря чему BNE сумел с ней связаться. Дзюба подтвердила, что в документах приведены ее данные. Но сама она далека от добычи нефти или газа - она работает агентом по недвижимости в Киеве в компании AESI International Development. Сейчас продает офисы, а также места для парковки, в жилом комплексе Diplomat Hall в центре Киева, а также загородные виллы.
Отвечая на вопрос о связи с компанией Falcona, Дзюба ответила просто: "Я работаю в Trasta Komercbanka, у меня с ними контракт". Она подтвердила, что формально выступает доверенным лицом ряда компаний, которые были созданы латвийским банком. Дзюба, которая не говорит по-английски, не знает ни о контрактах Falcona, ни о тендере "Нафтогаза", несмотря на то, что её фамилия указана в тендерной документации.
BNE установила также другую компанию, которую формально представляет Дзюба. Это зарегистрированная в Панаме Fondberg Trading Inc. Компания фигурирует на сайте киевского туристического агентства как "иностранный партнёр". Дзюба там числится директором, а банковские счета компании - в Trasta Komercbanka. Дзюба говорит, что никогда не слышала о такой компании и не имеет никакого отношения к турбизнесу, если не считать её частые поездки в Ригу.
Полученные результаты могут говорить о том, что и компания Falcona Systems является творением Trasta Komercbanka.
Конечные собственники компаний, которыми руководят имеют номинальные директора и акционеры - Highway Investment и Falcona - скрываются за доверенностями. Такие документы имеют важное значение для банков и посредников, которые представляют интересы реальных владельцев и не нарушают при этом законы по раскрытию информации. Фиктивные доверенности - частый признак нечестной игры. "Конечно, это незаконно", - говорит Анна Дравнис (Anna Dravniece), советник Комиссии по котролю за финансами и рынками капитала Латвии.
Даже если такая доверенность выдаётся по инициативе самой компании - что сомнительно в данном случае - банк обязан проверить данные в соответствии с правилами по борьбе с отмыванием денег, говорит Дравнис.
Очевидные признаки фиктивности в тендерных документах Falcona могут поставить под сомнение результаты тендера в Украине - тем более, что фиктивность доверенности компании Highway Investment, выигравшей $400 млн, также была доказана.
Очевидные признаки фиктивности в тендерных документах Falcona могут поставить под сомнение результаты тендера в Украине.
Согласно конкурсной документации, доверенность Highway Investment была выписана на Павла Двуличанского (Pavel Dvulichanskii). Никто из тех, кто сталкивался с Highway Investment, не видел других имен в документах. Без паспортных данных BNE не мог найти Двуличанского. Несмотря на миллионные долларовые сделки, этот человек не был известен как общественный деятель.
В Trasta Komercbanka заявили, что не могут комментировать договоренности своих клиентов, но заверили, что банк не участвовал в тендере "Нафтогаза" и связанных сделках. Дозвониться до Highway Investment по указанным в рекламе компании телефонам также не удалось.
Связь с Украиной
Роль Trasta Komercbanka в спорных тендерах "Черноморнефтегаза" важна не только из-за того, что речь идёт о честности латвийского банка. Дело ещё и в связи между банком и министром энергетики Украины Юрием Бойко, который влиял на расходы "Нафтогаза" в 2011 году.
По данным сайта Trasta Komercbanka, владельцем 43,2% банка и председателем совета директоров является Игорь Буймистер (Igor Buimister), уроженец Харькова. Согласно справке, Буймистер в первой половине последнего десятилетия работал в Украине консультантом руководителей "Нафтогаза". В то время компанию возглавлял никто иной как Юрий Бойко.
Гражданин Великобритании Чарльз Трехерн (Charles Treherne), держатель 9,3% акций Trasta Komercbanka и член Набсовета банка, также связан с министром энергетики Бойко через украинского газового олигарха Дмитрия Фирташа. Трехерн, согласно сайту банка, был заместителем председателя Набсовета компании Centragas AG, которая зарегистрирована в Вене и принадлежит Фирташу. Centragas является формальным собственником 45%-й доли Фирташа в скандальном РосУкрЭнерго (РУЭ).
До 2009 года РУЭ была основной частной компанией в Украине, которая зарабатывала миллиарды долларов на поставках дешевого газа из Туркменистана в Украину. Компания была создана в 2004 году, когда Бойко руководил "Нафтогазом". Согласно протоколу заседания акционеров РУЭ, который стал достоянием общественности в 2004 году, именно Бойко представлял Centragas на заседании учредителей. Ранее Бойко отрицал связи с РУЭ.
Удобный бизнес РУЭ закончился в январе 2009 года после соглашения "Нафтогаза" с российским "Газпромом", из-за которого бывшая премьер-министр Юлия Тимошенко отбывает свой семилетний тюремный срок.
Иван Фурсин (Ivan Fursin), младший партнер Фирташа в РУЭ с 5% долей, имеет 20-33% Trasta Komercbanka, согласно информации на сайте латвийского финансового регулятора.
Установленная связь Trasta Komercbanka с Бойко, с учетом его участия в спорных тендерах "Нафтогаза" в марте 2011 года (журналисты и оппозиция утверждают, что переплата составила более $200 млн), - плохая новость для украинского министра. Но в то же время, учитывая состав нынешней власти в Украине, Бойко ничего не грозит.
Учитывая состав нынешней власти в Украине, Бойко ничего не грозит.
Однако в Латвии вопросов к Trasta Komercbanka все больше. Помимо участия в спорных тендерах "Нафтогаза", по крайней мере два прошлогодних случая вызывают вопросы.
В сентябре 2011 года в ходе расследования по поводу вывода активов казахского БТА Банка его бывшим владельцем Мухтаром Аблязовым, в Высоком суде Лондона обнаружилось, что Аблязов вывел $1,5 млрд из БТА с помощью оффшорных компаний на счета Trasta Komercbanka. В этот раз доверенным лицом компании был белорусский фермер.
Украинский суд в сентябре 2011 года обнаружили, что небольшой Днепропетровский банк вывел в общей сложности $2 млрд из страны через компанию IOS, которая также была создана компаниями со счетами в Trasta Komercbanka.
"Банк тщательно контролирует все операции своих клиентов согласно с законами о борьбе с отмыванием денег. Если банк подозревает, или выясняется, что клиент действует незаконно, то мы уведомляем надзорный орган", - уверили BNE в Trasta Komercbanka.
Банковский сектор Латвии еще не оправился от коллапса 2011 года из-за потери сотен миллионов евро 9-м в стране банком Latvijas Krajbanka и его литовским материнским банком Snoras в результате якобы незаконной деятельности его владельца Владимира Антонова (до ноября 2011 года он владел украинским "Конверсбанком", - LB.ua). Фиаско Krajbanka заставило задуматься, насколько латвийские регуляторы могут противостоять махинациям российских и украинских олигархов. Банковское светопредставление в Латвии может повториться.
Перевод Андрея Яницкого.