"С мая 2011 года доля лисичанских нефтепродуктов составляла в среднем 80 тыс. тонн, или 10% украинского рынка. Сегодня этот объем компания ("ТНК-ВР Коммерс") постепенно замещает топливом литовского, белорусского и российского производства и в случае надобности сможет нарастить поставки в разы", – говорит директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
По его словам, опасаться дефицита на рынке нефтепродуктов на сегодня причин нет.
Основными же причинами остановки завода эксперты "А-95" считают отсутствие направленной инвестиционной политики и недостаточные вложения, что в конечном итоге привело к убыточности НПЗ.
"После кризиса 2008-2009 годов для нефтепереработчиков во всем мире наступили трудные времена, выживает лишь тот, кто построил высокотехнологичные производства с большой глубиной переработки и высоким качеством продукции. К сожалению, владельцы украинских НПЗ, приватизировавшие их буквально за копейки, этого не сделали, хотя имели для этого все возможности", – подчеркивает Куюн, отмечая. По его мнению, нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть, чем нефтепродукты.
"Российские нефтяные компании активно инвестируют в российские и европейские НПЗ, но синхронно избегают крупных вложений в Украину. Весь вопрос в том, является это следствием внутреннего инвестклимата или целенаправленной политикой россиян в отношении Украины?" - задается вопросом эксперт.
Усугубляющими факторами для работы украинских НПЗ в "А-95" называют засилье контрабанды и фальсифицированных нефтепродуктов на рынке, что особенно актуально в приграничных регионах, где в основном распространялось топливо Лисичанского НПЗ.
Напомним, ТНК-ВР считает неэффективной работу Лисичанского НПЗ.