Владимир Застава, Институт Горшенина: Уважаемые коллеги, мы начинаем нашу дискуссию. Я напомню, что несколько месяцев назад Институт Горшенина и портал LB.ua присоединились к обсуждению Стратегии Киева. На сайте LB.ua открыт соответствующий раздел, где проходит достаточно активное обсуждение. Очень много интересных пожеланий со стороны киевлян. И мы выбираем темы наших дискуссий, исходя из того, что больше всего беспокоит горожан.
Вы помните, что наша первая дискуссия касалась одной из самых острых проблем столицы – городского транспорта, и всего, что с ним связано. Сегодня мы предлагаем обсудить перспективы малого и среднего бизнеса в Киеве. Не секрет, что существует большое количество преград в этом вопросе. При этом от горожан мы получаем очень много реальных предложений, и люди ожидают, что что-то изменится в лучшую сторону, потому что малый бизнес многих касается. Судя по обсуждению на сайте, большое число киевлян хотели бы открыть какое-то свое маленькое дело и имеют для этого потенциал. Учитывая, что это такая интересная и резонансная тема, сегодня мы решили провести обсуждение на данную тему.
Первому я бы хотел предоставить слово представителю киевской администрации, господину Крамаренко. Скажите, сможет ли Киев действительно стать клондайком для малого и среднего бизнеса? Если да, то что для этого делает киевская власть?
Руслан Крамаренко, заместитель председателя Киевской городской госадминистрации: Мы видим огромный интерес к этому жителей города, и этот интерес увеличивается с каждым таким шагом, который мы стараемся делать максимально публичным и открытым. Хотел бы также попросить вас несколько разделить и попытаться понять возможности развития малого и среднего бизнеса в рамках города, в рамках государства. Потому что, к сожалению, у того же города есть определенные ограничения в развитии.
Мы разработаем Стратегию и подадим предложения для изменения законодательства. С другой стороны, мы все руководствуемся существующим законодательством, и соответственно должны находить механизмы, которые можно реализовать в рамках полномочий и возможностей города. Что мы сделали? Мы открыли разрешительный центр, который уже с 1 ноября предоставляет в одном месте все административные услуги и разрешительную документацию. Сейчас уже через этот центр на прошлой неделе прошло максимальное количество – 820 человек за один день получило разрешительную документацию. Это, конечно, приближает бизнес, простых людей к получению той или иной разрешительной документации, которую раньше получали 9, 12, 16 месяцев.
Также до конца года мы планируем открыть два таких административных центра в районах. Один в Деснянском районе, другой – в Соломенском районе. Эти центры тоже будут полностью автоматизированы, и позволят гражданам получать различные разрешения.
У нас есть в городе программа по поддержке предпринимательства и развития бизнеса, которая работает с 2001 года. Мы начали сейчас совместную работу с несколькими частными проектами по поддержке инновационных и инвестиционных проектов, в которых город по предложенным проектам компенсирует процентную ставку по кредитам. Также некоторые банки готовы финансировать данные проекты. Мы понимаем, что эту программу надо модернизировать и доработать.
Также хочу сказать о сложном моменте – это МАФы. То, что мы имеем – это огромное количество с различными разрешениями и отсутствием их, это можно сказать наполовину несанкционированная торговля. Но, тем не менее, это порядка 80 тысяч работающих людей в городе. Думаю, что с нового года эта тематика будет закончена, так как сейчас мы на фоне централизации власти перешли к понимаю децентрализации, расписали ответственных, и, я думаю, что с 1 января будет более упорядоченная ситуация.
Мы также понимаем, что необходимо заниматься введением электронного правительства, которое расширит доступ предпринимателей и граждан в части получения справок, разрешительных документов.
У нас есть сейчас городской бизнес-центр. Но мы видим, что необходимо создавать бизнес-инкубатор. Сейчас мы подыскиваем помещение, которое будет поддерживать предпринимателей с первого дня регистрации. На протяжении первого года будет предоставляться льготная аренда помещений и возможность ведения собственного бизнеса.
Есть огромная возможность по развитию предпринимательства как в туризме, так и в предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Это уход от монополистов – сегодняшних ЖЭКов, сегодняшних компаний, которые монополизировали определенные рынки. Это успешно может делать малый и средний бизнес. И это достаточно большой кусок работы, который необходимо делать с бизнесом.
В принципе, на вопрос, станет ли Киев клондайком, можно ответить следующее: клондайком не клондайком, но то, что первые шаги мы в этом направлении делаем. Несмотря на то, что сегодня нет глубокого диалога с бизнесом, мы хотим его получить, чтобы мы вместе с малым и средним бизнесом поняли, что мы все находимся в этом городе. И нам необходимо его совместно развивать. Поэтому есть инициативы, и мы их поддерживаем, и сами участвуем. Это и те же круглые столы, и общение с самими предпринимателями в районах или по направлениям. Если будет такой диалог, будем друг друга понимать, то мы будем первыми в Украине.
Владимир Застава: Спасибо. То есть, Киев будет первым, потому что все равняются на Киев, на столицу. Прошу к слову господина Перапечку. Вы представляете компанию, которая непосредственно занималась разработкой Стратегии развития Киева. Публичное обсуждение Стратегии идет уже продолжительное время. И со стороны киевлян, и со стороны экспертов есть ряд предложений и замечаний к Стратегии. Скажите, будете ли вы вносить коррективы в Стратегию в связи с поступившими предложениями, и какие?
Сергей Перапечка, руководитель проектов международной консалтинговой компании BCG: Стратегии сегодня можно найти разного вида – как на уровне регионов, так и на уровне корпораций. Это популярное сегодня то ли слово, то ли понятие. Но, тем не менее, если мы говорим о стратегии развития территории, то это та вещь, которую нельзя создать в одночасье, нельзя создать путем самого уважаемого коллектива, который, например, входит в консорциум. Его нужно обязательно создавать с учетом мнения тех людей, на которых оно направлено – либо со стороны бизнеса, либо со стороны жителей города. Это тот подход в разработке, которого мы придерживались с первого дня. Именно поэтому первым шагом в разработке данной Стратегии города Киева было вынесение на общественное обсуждение проекта. Второй шаг – это уже общественное обсуждение, и третий – это уже вынесение на окончательное согласование и утверждение той версии документа, которая будет включать пожелания граждан, экспертов, общественности в целом.
Именно поэтому сегодня в теме малого и среднего бизнеса это тот пример, где у нас случился очень конструктивный диалог. В частности, с общественными организациями, которые представляют интересы предпринимательства. В том числе, для того, чтобы поговорить, что предполагается в части изменений, мы сегодня собрали этот диалог и пригласили предпринимательский совет для того, чтобы озвучить то, что мы предлагаем в части изменений, то, что было предложено. Сфера предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса – тот акцент, который был порекомендован в части уточнения в новой версии Стратегии, и то, что мы всецело поддерживаем, потому что это очень справедливый комментарий. Это будет выражаться в нескольких моментах. Может быть, я сначала скажу о паре цифр, чтобы понимать важность, почему мы хотели бы акцентировать и почему мы согласны с полученными предложениями.
Когда мы опираемся на цифры, лучше всего ситуацию понимать в сравнении Украины или Киева с западными аналогами. Так вот, если посмотреть на состояние развития малого и среднего бизнеса в Киеве и в Европе, например, то пропорционально есть два способа сравнения. Первый – сколько человек занято в этом секторе. Второй – какой вклад он делает в экономику города. Если сравнивать эти два понятия с ЕС, то Киев сейчас находится пропорционально близко: 66% населения занято в сфере малого и среднего бизнеса. И тот же параметр наблюдается в Евросоюзе.
Если брать вклад в развитие ВВП, то там немножко отличается ситуация, но не радикально. Где-то порядка 50-60% – это вклад в развитие экономики. Однако, четче диспропорции понятны, если мы посмотрим на конкретные сегменты и отделим средний бизнес, который в Киеве более-менее пропорциональный одинаково. То есть, сколько людей работают – столько они дают вклад в экономику. Порядка трети людей сегодня заняты в среднем бизнесе и дают порядка 34% ВВП.
Но если мы посмотрим на пропорции микро-бизнеса и малого бизнеса, то здесь явно виден дисбаланс. Первый дисбаланс в том, что если на Западе в этом сегменте занято порядка 50% рабочей силы, то в Киеве – 30-35%. Если брать вклад в ВВП, то там еще более серьезная разница. То есть, если в Европе это половина ВВП, то в Украине – 40%, а в Киеве где-то порядка 15% ВВП. Сравнив эти показатели, мы видим разницу и потенциал для роста киевской экономики.
Какие уточнения предполагаются с точки зрения Стратегии? Первое – это отражение роли предпринимательства и нескольких перечней мер, которые надо будет предпринимать со стороны власти для реализации Стратегии в разделе, который касается экономического развития. Потому что два важных момента в экономике города – это инвестиции и развитие предпринимательства. Второе – это видение миссии города. Поскольку сектор малого и среднего бизнеса является одной из точек инноваций. То есть, большинство инноваций, которые случаются в мире, они случаются за счет стартапов, которые формируются за 5-10 лет, но которые могут создать новые отрасли, которых не было в экономике. И третье – есть конкретные инициативы внутри, по секторам. Если мы говорим, например, о создании новых центров деловой активности, и особенно о крупных центрах, как например Киев-Сити, то малый и средний бизнес это то, что обеспечивает, например, сервисную составляющую этого. Есть некоторые моменты в городе, которые требуют больше приватизации. Например, в сфере управления ЖКХ – переход от ЖЭКов к управляющим компаниям с лицензиями.
К чему это все может привести? Во-первых, опять же, беря аналогию с европейскими странами, полноценное внимание к развитию сектора малого и среднего бизнеса может увеличить валовый продукт города на 25%. Во-вторых, должная политика, которая выстраивается в рамках этого сегмента, так или иначе затрагивает приблизительно 2/3 жителей города, если мы говорим о малом и среднем бизнесе. Или как минимум треть жителей города, если мы говорим о сегменте только микро и малого бизнеса. В-третьих, развитие малого и среднего сегмента – это такой инструмент стабилизации экономики города. Поскольку малый и средний бизнес гораздо быстрее адаптируется к кризисным ситуациям, количество которых в ближайшие годы будет только нарастать. Занимаясь стратегическим развитием этого сегмента, это небольшие шаги, о которых не стоит забывать…
Если брать примеры соседей, например, в России есть очень маленькие и действенные инструменты. Это вопросы, связанные с образовательной составляющей для малого предпринимательства. Предпринимателю зачастую нужно просто объяснить для начала, куда идти. Для этого можно просто создать портал, как это делается везде. Во-вторых, можно помочь с тем, как можно составлять бизнес-план, под который можно получить финансирование в банке. Третье – далеко не каждый предприниматель может позволить себе услуги юриста. Именно для этого создаются, как правило, районные центры по работе с предпринимательством, которые предлагают эти консультации, которые помогут стать на ноги.
Владимир Застава: Господин Гончаренко, вам слово. Хочу подчеркнуть, что господин Гончаренко является представителем фонда «Эффективное управление». Я напомню, что Фонд является своего рода продюсером Стратегии. Он привлек известных специалистов для разработки, и сейчас участвует в организации публичного обсуждения данной Стратегии. На ваш взгляд, в чем роль малого и среднего бизнеса в развитии Киева?
Игорь Гончаренко, старший менеджер проектов фонда «Эффективное управление»: Я хотел бы сделать небольшой экскурс в историю. Собственно, у нас в названии фигурирует клондайк. Клондайк – это территория на Северо-западе Канады, которая в конце XIX века привлекала людей со всего мира. Это была такая золотая лихорадка. Люди приезжали туда и надеялись разбогатеть на том, что они там найдут золото. В принципе, как это можно сопоставить с бизнесом? Если создать все необходимые условия, если будут ресурсы, правила игры, система, то Киев может стать тем местом, куда люди, если они будут сюда приезжать и открывать свой бизнес, они смогут достойно заработать. Собственно, такая логика заложена в нашей Стратегии.
Я бы хотел в продолжение мысли Сергея развить тему инноваций, поскольку действительно инновации рождаются за счет малого и среднего бизнеса. Согласно статистике, менее 5% инновационных проектов приносит более 90% финансового результата. Чтобы достичь результата, должен быть определенный эффект от масштаба. Такие инновации должны рождаться. Да, не все проекты становятся успешными, но это законы экономики.
Я бы хотел сегодня остановиться на тех факторах, которые стимулируют инновации и предпринимательство в целом. Я бы их поделил на четыре крупные группы. Это поддержка предпринимательства и обеспечение базовых условий для его ведения. Это услуги для бизнеса, которые предоставляются властями. Это регуляторные рычаги и мотивационные факторы.
Если говорить о поддержке предпринимательства, то тут основная составляющая – это, конечно, финансирование. Все знают, что в Киеве, как и в целом в Украине, есть определенная проблема с доступом к финансированию. И как показал недавний опрос бизнеса, оценки Киева по доступу к финансированию соответствуют примерно 130-му месту в сравнении со странами мира. А это столица. Понятно, что в целом по стране еще хуже. Если говорить о доступе к венчурному капиталу, то это примерно 121-е место. Естественно, ситуация критическая.
К примеру, в ЕС действуют две крупные программы. Первая – поддержка перспективных проектов, предприятий, обеспечение 50% стартового капитала в кредит на 5 лет. Также 5 лет покрываются 50% эксплуатационных расходов. Также действует программа Евротек, которая объединяет 13 фондов взаимного финансирования, взаимных гарантий, которая в основном поддерживает высокотехнологические проекты, которые направлены на развитие инноваций, поддержку структурно-кризисных секторов, а также экологических проектов.
Если взять, к примеру, наших ближайших соседей (Москва, Петербург), там достаточно большая бюджетная поддержка подобных проектов. Но в связи с тем, что не совсем прозрачные механизмы распределения этих средств, то она оценивается как не очень эффективная. То есть, тут мало того, чтобы были средства, нужно еще обеспечить систему их правильного распределения.
Вторая часть поддержки предпринимательства – это навыки и кадры. Как мы знаем, кадры решают все. Все мы знаем, что качество образования не соответствует тем запросам бизнеса, которые существуют на сегодняшний день. Необходимо, естественно, повышать качество образования, менеджерские навыки среди будущих предпринимателей. Есть пример Бахрейна. Когда он поставил себе задачу развивать отельный бизнес, у них тоже были проблемы с кадрами. Местные власти решили при поддержке инвесторов открыть отель, который являлся таким себе тренинговым центром. Отель работал как обычный отель, но персонал учился там и дальше уже уходил в другие объекты в данной отрасли. Либо можно привести пример Донецка, где в школах был введен предмет предпринимательства, основанный на лучшем европейском опыте. Это тоже большой прогрессивный шаг. У будущих предпринимателей этот урок закладывает основы ведения собственного бизнеса.
Третья составляющая поддержки – это технологии и обеспечение необходимой инфраструктуры. Для того, чтобы стимулировать инновационную деятельность, необходимо не только разработать какой-то проект либо сгенерировать идею. Нужно, чтобы эта идея достигла коммерческой реализации. Для этого нужна специализированная инфраструктура. Сюда можно отнести как бизнес-инкубаторы, так и проведение ярмарок патентов и проектов, создание баз данных.
Недавно мы общались с экспертом из Польши, и он рассказывал, как в одном из городов местные власти построили бизнес-инкубатор, обеспечили необходимую инфраструктуру, бухгалтерскую и юридическую поддержку. Все стартапы, которые зарождались в этом инкубаторе, у них была поддержка, покрывались те пробелы в навыках, которые, возможно, у них были.
Еще одна крупная составляющая – это услуги бизнесу. Здесь и консультации малому и среднему бизнесу, и развитие навыков коммерциализации. Есть даже в Украине хороший пример. В регионах Украины проводились тренинги для научных работников, в рамках которых им рассказывали, как коммерциализировать их научные разработки, как сделать из этого деньги, как работать с бизнесом.
Третья большая составляющая – это регуляторные рычаги. Ни для кого не секрет, что по степени зарегулированности в Киеве есть большие проблемы. Если опять посмотреть опрос бизнеса, то оценки Киева выходят за рамки той выборки стран, которые были включены в мировой рейтинг (140 стран). Естественно, это очень критический показатель. В этой части необходимо делать какие-то стимулирующие меры, то есть, на уровне местных сборов и тарифов проводить соответствующую политику. Возможно, предлагать участки земли или здания по каким-то льготным ставкам. Но предоставление ресурсов – это еще не все.
Вторая важная задача – это обеспечить защиту ресурсов. Это защита прав на интеллектуальную собственность. Если мы говорим об инновациях, то здесь тому человеку, который вырабатывает инновации, важно понимать, что его разработки будут защищены. Опять же, если обратиться к опросу бизнеса, то по защите интеллектуальной собственности, оценки Киева находятся за пределами первой сотни мирового рейтинга. Естественно, административные барьеры. Это снижение коррупции, сокращение сроков получения разрешения.
Четвертая заключительная составляющая – это мотивационные факторы. Тут важно развивать предпринимательскую культуру, этику бизнеса. Этика бизнеса в Киеве оценивается на уровне 110 места в мировом рейтинге. Здесь же я бы сказал, это доверие бизнеса к власти. За предыдущие 6-7 лет, когда была другая команда у власти, бизнес потерял доверие к власти, которое сейчас нужно возвращать.
Я думаю, что Киев должен стать той площадкой, которая, во-первых, позволит бизнесу реализовывать свои проекты, идеи. А во-вторых, объединит бизнес и будет способствовать диалогу не только бизнеса с властью, но и бизнеса с бизнесом.
Владимир Застава: Сергей Доротич, вы представляете предпринимателей. Скажите, какие основные проблемы есть у предпринимателей в крупных городах? И какими вы видите основные пути их решения?
Сергій Доротич, голова регіональної ради підприємців м. Києва: Я хотів би розпочати свою промову словами всесвітньо визнаного економіста Саймона Паттена, який зазначав, що підприємництво є єдиним інструментом, спроможним втілити нову ідею чи винахід в успішну інновацію. Тобто, жодна інновація, яку ми хотіли би реалізувати, без підприємництва це неможливо.
Дуже приємно, що і влада, і розробники звернули увагу на ті пропозиції, які були напрацьовані в бізнес-середовищі. Ми звертали свою увагу і акцентували на ролі і місці підприємництва в Стратегії розвитку міста. Перш за все, це стосувалося наших ініціатив, які лягають на історичний ґрунт розвитку нашого міста. Якщо ми будемо виходити з цієї позиції, що Київ повинен бути ключовим містом, яке повинне розвиватися понад усе, то ми будемо досягати успіху.
Повернусь до конкретних пропозицій, які були напрацьовані підприємницьким середовищем. Основна наша ініціатива і наш меседж – це Київ підприємницький. Всі ви пам'ятаєте, ще з часів царської Росії Київ був купецький. І ще з січня 1797 року саме в Києві було побудовано Контрактовий ярмарок, було спеціально створене неповторне обличчя нашого Києва. Сюди з'їжджалися купці і князі з усіх усюд, і саме тут підписували торгові контракти. Підприємництво тут було від найменших магазинчиків до шикарних великих мануфактур. Це наша основна ініціатива, яка ще полягає в тому, щоб відновити такий статус міста, повернутися до історичних витоків.
В Києві вся забудова – незалежно від того, чи це були центральні райони, чи периферія, - принцип був такий. Перші поверхи – це було розміщення торгових площ. В наші дні ми це спостерігаємо виключно в центральних частинах міста, а в спальних районах цього немає. Є такі невеликі спроби відновлення цієї традиції в новобудовах. Але проблема переведення житлового фонду у нежитловий для розміщення торгових площ взагалі не вирішена. Ми за те, щоб максимально спростити цю процедуру. Це дасть змогу вирішити ряд проблем.
Перша проблема – питання малих архітектурних форм. Зараз йде багато дискусій навколо цього. Дійсно, я як житель Києва розумію, що це не найкращі будови, які прикрашають наші історичні вулиці. Але, з другого боку, це сектор, де задіяні близько 50 тисяч сімей. І залишити їх без можливості до існування – це неправильно. Ми повинні дати альтернативу. Альтернатива, і ми на цьому акцентуємо, - це переведення малих архітектурних форм в стаціонарні приміщення, які можуть розміститися на перших поверхах житлових будинків. Для цього треба максимально спростити процедуру переведення. Я не буду зупинятися на європейському досвіді, де взагалі такого поняття як «житловий чи нежитловий фонд» не існує. Якщо я власник приміщення, то це моє право за умови виконання і дотримання всіх санітарних, екологічних норм проживати там чи вести підприємницьку діяльність.
Наші наступні ініціативи дещо дублюються з тим, що вже зазначено в Стратегії. Але ми акцентуємо не тільки на легкості відкриття чи ведення бізнесу, а найважливіше – це закриття. Тому що зараз ми маємо ситуацію, що підприємець, починаючи справу, не має повороту назад. Наведу власний приклад. У 2004 році я вирішив закрити приватного підприємця. До сих пір я це ще не закрив. І тут треба говорити не про єдине віконце щодо відкриття, а про єдине віконце для закриття. Щоб підприємець прийшов, здав документи і все.
Наступна ініціатива – це питання демонополізації. Це позбавлення домінуючого становища на відповідних ринках комунальних підприємств. Це «Київгаз», «Київводоканал», «Київхліб». Тут я погоджуюсь з думкою експертів. Ми з паном Перапечкою говорили на цю тему, що дійсно, для того щоб спочатку навести лад, треба сконцентрувати ці питання, а потім можна допустити до цих ринків приватний сектор. Але тоді давайте це в Стратегії відобразимо. Вона має досить великі терміни, до 2025 року. Думаю, що за 10 років можна навести лад у зазначеній сфері, а потім допустити приватних гравців, щоб створити конкурентне середовище в цих сферах.
Ще одне питання – створення центру допомоги підприємцям. Єдине, що ми просимо – щоб це не були формальні центри. Не тільки юридична підтримка потрібна, а й широкомасштабна. Ми зараз маємо одну з найбільш зарегульованих бухгалтерських систем в Україні. Прийняття нормативних, піднормативних актів унеможливлюють роботу великих підприємств, середніх, не кажучи вже про малих. Коли дуже багато часу треба підприємцю не для того, щоб розвивати свій бізнес, а для того, щоб вести всякі звіти, обліки і так далі. Наша пропозиція – щоб було створено такі центри, де можна було би, нехай на комерційних засадах, вести бухгалтерський облік. Нехай би відповідальність за це взяла на себе міська влада.
Ще хотів би звернути вашу увагу на такий важливий момент. Кожна стратегія має свої недоліки. Я хотів би запобігти тим проблемам, які можуть бути в цієї Стратегії. Ми з підприємцями пропонуємо створити постійно діючий інститут супроводу Стратегії, до складу якого включити не просто вибраних представників громади, а представників груп інтересів громади Києва. За участю визнаних громадських діячів, вчених. Для чого? Для того, щоб в процесі реалізації Стратегії можна було вносити в неї відповідні зміни. Щоб цей процес був постійний, бо в іншому випадку суть цього документу може виявитись декларативною. Створення такого інституту дозволило би постійно напрацьовувати і вносити корективи. Бо моменти, які ми зараз не помічаємо, з часом можуть стати ключовими проблемами в столиці.
Пропозицій у нас дуже багато. Ми передали їх до розгляду пану Попову. Ми навіть дещо розширили свою компетенцію – звернули увагу на соціальні аспекти, запропонували певні транспортні програми. Ми вводимо так званий показник концентрації об'єктів соціально-культурної сфери безпосередньо на місці проживання конкретних жителів. Коротко поясню. Ми всі живемо в різних районах Києва і відчуваємо те чи інше. В центральних районах є проблема з тим, щоб купити хліба ввечері. Мені треба брати машину і їхати в найближчий «Фуршет». У той же час на периферії, де живе моя мама, нема жодного об'єкта соціально-культурного призначення. Немає жодного музею, наприклад. Моя мама як літня людина із задоволенням хотіла би туди піти. Тобто, ця концентрація зараз вкрай необхідна. Це вже більше громадська позиція.
Я ще раз акцентую: Київ – місто підприємництва, було, є і буде. Без підприємництва говорити про якусь Стратегію неможливо. Дякую, що ви звернули на це увагу, що вносите зміни. Сподіваюсь, що наші пропозиції будуть реалізовані в цьому документі.
Владимир Застава: Прошу, Евгения Степанова. Вы один из собственников компании «Open Kiev». На мой взгляд, вы достаточно успешно ведете ваш бизнес. Скажите, для вас клондайк уже наступил?
Евгения Степанова, исполнительный директор и собственник компании «Open Kiev»: Клондайком Киев для нас стал почему – потому что мы все-таки смогли, пройдя год разрешительных согласований, запустить нашу компанию.
Я как представитель бизнеса могу критиковать предыдущих спикеров, по вашим же направлениям. Но я этого делать не буду. Я буду задавать вопросы. На самом деле, этот год был мучительный. Это год получения различных разрешений. Формат нашего бизнеса – это экскурсии по городу Киеву. Особенно актуально это перед Евро-2012.
Моя компания стала ярким примером того, как нелегко в городе Киеве реализовать простой проект. На сегодняшний день уже есть разрешения, мы активно движемся, мы понимаем, какой приток туристов идет. В любом случае, клондайком Киев будет, мы стремимся к этому, мы развиваем город. Мы не останавливаемся, несмотря на все преграды. Все в наших руках.
Владимир Застава: Партнер Евгении Степановой по компании Open Kiev, прошу.
Наталья Уткина, генеральный директор компании «Open Kiev»: Я бы хотела назвать более конкретно примеры того, с чем мы сталкиваемся. То, что мы разрешительные документы делали год – это действительно так. Год мы не работали, а делали документы, здесь без комментариев.
Сейчас существует необходимость в туристической инфраструктуре, в частности информационное обозначение улиц, мест туристической аттракции на английском языке. Мне кажется, что в этом направлении темпы не такие, как должны быть. То есть, табличек нет, туристы теряются, найти улицу сложно. Туристы очень боятся нашего такси, и вообще они не могут передвигаться по городу. Таксисты нагло завышают цены в 5 раз на какие-то десятиминутные поездки, пользуясь тем, что этот человек – иностранец. Естественно, иностранцы не любят, когда их обманывают. Мы точно так же не любим, если мы поедем в какую-то страну, а нас там обманут, мы не будем туда возвращаться.
Еще с чем мы сталкиваемся в сфере туризма – очень непрозрачная система обозначения остановок. В нашем случае мы хотим, чтобы автобусные остановки были обозначены, чтобы было написано, что автобус здесь останавливается, что это место остановки туристического автобуса. Мне кажется, что это очень логично, потому что, как может найти турист наш автобус, если нигде нет никакого указателя. Мы обращались с этим вопросом, но нам сказали, что это приравнивается к рекламной вывеске. И мы должны заплатить за это такие деньги, какие наша компания в ближайшие лет 10 не заработает.
С этим сталкиваемся не только мы. Мы работаем с молодыми ребятами, которые развивают туризм, информационные центры. И они уже второй год по тем же причинам не могут сделать вывеску «Туристический информационный центр».
Есть еще вопрос по поводу инициатив вообще. Город сейчас озабочен инфраструктурой, созданием информационных туристических центров. Денег у города на это нет. Мы предложили городу достаточно простое и удобное решение. Когда будет Евро-2012, будет очень много людей. И увеличить количество этих информационных центров можно за счет мобильных центров. То есть, это просто столы с надписью «Туристический информационный центр», где работает один человек. Это ничего не стоит. Изготовление этого промо-стола стоит $200, и человек, который работает на проценты от проданных экскурсий. Не нужно строить эти центры, не надо их отапливать, платить коммунальные услуги. Но эта инициатива тоже ничем не закончилась. Потому что для этого нужно специальное разрешение, для этого нужно собрать сессию, чтобы депутаты проголосовали и так далее.
Вот это те примеры, которыми я хотела разбавить абстрактные выражения спикеров. Можете это учесть в Стратегии.
Владимир Застава: У меня вопрос к господину Крамаренко. Сегодня здесь прозвучало несколько предложений. Таблички – это понятно, это живой пример. А вот по поводу того, чтобы переводить жилой фонд в нежилой без преград. Это вроде бы хорошо. Но у каждой медали есть две стороны. Обратная сторона в том что, к примеру, если все преграды будут убраны, и в Киеве тотально начнут в жилых домах открывать офисы, коммерческие поликлиники и другие бизнес-ориентированные структуры, то неизбежны конфликты между жильцами домов и клиентами данных организаций. Как этого избежать? Стоит ли это делать или нет?
Руслан Крамаренко: На самом деле мы над этим работаем. Городская архитектура сейчас работает по уменьшению количества согласований, которые необходимо делать при перепланировке квартиры. Но по сути, если мы захотим жилое помещение перевести в нежилое, это означает снос нескольких стен в помещении. Учитывая, что это первый этаж, должны быть не нарушены конструкции здания.
Проводя встречи с предпринимателями, которые занимаются МАФами, мы действительно поднимали вопрос о переводе жилого помещения в нежилое. Это на самом деле та же процедура, как и перепланировка, но есть определенные моменты, которые выписаны в законодательстве. Мы пока не понимаем, каким образом их решить. При введении жилья в виде жилого фонда платится 4% паевого взноса. При введении нежилого фонда, то бишь офисов, магазинов, платится 10%. Соответственно, можно тогда все торговые и офисные помещения вводить как жилое помещение, а потом бесплатно, под эгидой МАФов переводить в эти помещения. Это является единственным камнем преткновения, потому что по всему остальному проблем нет. Ну а переводить из жилого на нежилой фонд на других этажах – это не совсем правильно, и вряд ли к этому придут.
Сергій Доротич: З особистого прикладу: я відвідував клініку у Відні, яка розташована в житловому будинку на третьому поверсі. Але ми розуміємо, що це неправильно. І ми ініціюємо спрощення процедури переведення житлового фонду саме на перших поверхах з обов'язковим облаштуванням окремих входів. Щоб не було незручностей для тих людей, які проживають у цьому будинку.
Евгения Степанова: Я могу комментировать с позиции туризма. Сейчас в Киеве застраивают исторические объекты. В Стратегии нужно учесть еще тот момент, что нужно благоустройство прилегающих территорий – парки и лавочки, извините за такой простой пример. Пейзажная аллея – это сейчас единственное место, куда приводят туристов и показывают, какой красивый наш город после улицы Крещатик.
Руслан Крамаренко: Мы на следующий год пока не приняли бюджет, поэтому не декларируем то, что запланировали на следующий год.
Во-первых, мы утвердили и согласовали единый пешеходный маршрут в Киеве, который будет идти от Андреевского спуска до Киево-Печерской Лавры. Более того, мы планируем реконструировать полностью парк, который проходит по этому маршруту на склонах Днепра. На следующий год мы хотим сделать крупные благоустроенные зоны в каждом районе.
Город все же должен быть создан для жителей, а не только для туристов, поэтому мы решили сделать как минимум по одному крупному парку в каждом районе именно для жителей. Параллельно с этим мы решили уйти от практики, когда есть один человек, который принимает решение и говорит, что вот я хочу здесь сделать развязку, а здесь парк построить. Мы проводим архитектурный конкурс по рекреационному использованию островов. Летом мы проводили конкурс по созданию единого туристического маршрута. Сейчас у нас на использование островов есть больше 800 заявок из 70 стран. Мы реально понимаем, что мы получим 800 предложений по использованию островов. Скорее всего, они не будут в полной мере приняты или реализованы, но, тем не менее, это будет большое емкое предложение.
То же самое и с парком. Учитывая ваш огромный интерес к развитию, потому что все наши туристические компании больше настроены на то, чтобы украинцев отправить за границу, а вот принять туристов в Украине... Это, с одной стороны, достаточно большая ниша. Но пройти по ней надо путь не тот, который вы прошли в течение года, получая разрешительные документы. Я бы хотел вас пригласить к участию в нашей Стратегии, в части тех же туристических маршрутов или согласований.
У нас в городе есть много непонятных вещей. Например, на содержание подземных переходов город тратит 12 миллионов в месяц. А от аренды этих переходов получают 4 тысячи. Когда мы говорим, что давайте, заберите полностью переходы и обслуживайте, то тут начинаются коллизии. Точно так же с остановками. 3200 остановок в городе, и мы видим, в каком они состоянии. И каждый из нас был в Европе и понимает, в каком состоянии они там. Вопрос в том, что называть рекламой. Если это будет щит, то это реклама. А если это будет информационная вывеска, маршрут, то, наверное, это должно быть предусмотрено, в том числе в разрешении, которое вам выдано на маршрут.
Сейчас, когда запустили единый центр, по крайней мере, мы уже понимаем, какой объем времени необходим для проведения того или иного процесса. Если вы раньше шли и не понимали, когда у вас этот год закончится, то сейчас выписано, сколько времени какой документ выдается. Дальше уже понятно, что систему надо будет модернизировать и развивать.
Владимир Застава: Прошу, вопросы журналистов.
Журналист: Вопрос к Игорю Гончаренко. Вы сказали, что за последние 5 лет бизнес потерял доверие к власти. А раньше это доверие было? И на чем вы основываетесь?
Игорь Гончаренко: На самом деле я основываюсь на тех опросах, которые мы проводим в рамках нашего отчета. Также мы общались с представителями бизнеса и слышали от них то же самое мнение.
Сергій Доротич: Коли спілкуєшся з підприємцями, чуєш одну фразу: «Нам не треба допомагати. Просто не заважайте». В принципі, бізнес завжди був переслідуваний. Підприємців у нас чомусь всі вважають баригами. Частково підприємці самі винуваті, тому що щодо питань соціальної відповідальності бізнесу, вони тільки зараз їх піднімають. Підприємці бувають різні – і ті, які живуть сьогоднішнім днем, хочуть урвати гроші, а є той, хто хоче зробити бізнес і залишити його в спадок своїй дитині.
Журналист: У меня вопрос к господину Перапечке. Считаете ли вы необходимым внесение отдельного раздела в Стратегию города Киева, который бы предусматривал поддержку именно малого бизнеса в свете сказанного вами сегодня о том, что малый бизнес наиболее устойчивый к экономическим потрясениям, и он не в состоянии самостоятельно лоббировать свои интересы?
Сергей Перапечка: Ответ краткий: да, считаем. Мы получили предложения. Мы отразим не только роль предпринимательства, но и шаги, которые стоит предпринять, в разделе, который посвящен экономике. Мы это видим не с той точки зрения, что предпринимательство – это самоцель. Если провести аналогии с кровью, то мы не ставим себе цель вырастить новую руку. Мы ставим себе цель, чтобы кровь бегала в организме. И вот предпринимательство является такой кровью в организме города или страны, но чтобы эта кровь бегала, нужно создать несколько шагов.
Журналист: Вопрос к господину Крамаренко. Рассматривалась ли возможность привлечения инвестиций в строительство соцжилья с последующей возможностью переселения желающих с первых этажей в это соцжилье?
Руслан Крамаренко: Слабо понимаю логику этого. Как на бульваре Леси Украинки или на Красноармейской прийти к человеку и сказать, что ты будешь жить в социальном жилье в самом лучшем новом доме на Троещине? Это не совсем корректно. Это исключительно бизнес-процесс, когда предприниматели покупают квартиру, а потом ее по упрощенной процедуре переоборудуют в нежилое помещение. Это да, над этим мы работаем. А то, о чем вы говорите, это не функции города этим заниматься. Это чистый бизнес.
Мы говорили о том, что как только мы отпустим процедуру перевода, то понятно, что и помещения, скорее всего, подорожают. Но это рынок, и здесь влиять городу не совсем правильно. Относительно переселения людей комплексными микрорайонами, то это целая позиция, она и в Жилищном кодексе выписана.
Представитель малого предпринимательства: У мене питання до пана Руслана. Яка зараз вартість переведення житла?
Руслан Крамаренко: Во-первых, есть разница от стоимости жилья при вводе в эксплуатацию, это и есть разница, исходя из квадратного метра. При жилом фонде – это 4%, если нежилой – 10%. 6% стоимости вашего жилья – это и есть разница, которую необходимо доплатить. Дальше умножаем на квадратные метры, и получаем ту сумму, которую необходимо заплатить.
Сергій Доротич: Пане Руслане, я хотів би зауважити як підприємець, який стикався з проблемами заборони. Коли забороняють, то заборону можна використовувати різними варіантами. Наприклад, не вистачає продуктів харчування – заборонити людям їсти. Питання в тому, що треба включати ринкові механізми. З чим пов'язано те, що немає, наприклад, гастрономів в центрі міста? З тим, що не вистачає площі. Ми якраз пропонуємо механізм, як знайти ці площі. Треба запропонувати полегшити ринковий механізм. Мова не в офіційних платежах. Я готовий показати вам офіційні документи по конкретному приміщенню, яке було переведене з житлового в нежитлове. І, крім офіційних платежів, було заплачено $30 000 хабаря. Інакше процедура, яка тривала 3 роки, була би незавершена. Якщо би адміністрація взяла на себе функцію максимального спрощення, було би добре, щоб з 1 січня було єдине вікно, людина дала документи і через нехай навіть 150 днів, забрала дозволи.
Руслан Крамаренко: По-перше, Дніпровська набережна, 15-Б. Підходите до інформаційного кіоску, натискаєте кнопочку і отримуєте документи всі, які вам необхідно отримати для переведення житлового фонду в нежитловий. Воно працює вже з жовтня. По-друге, я сказав, що ми готові і хочемо створити не якісь обмеження, а навпаки, додаткове стимулювання тих людей, які готові зробити торгівлю продовольчими товарами на перших поверхах.
Сергій Доротич: Ми отримуємо безліч скарг від підприємців, що є проблеми з дозвільним центром. Так, є бажання міської влади навести тут лад. Але є служби, які це просто ігнорують, які просто змушені давати інформацію, що підіть туди, візьміть ту чи іншу довідку і так далі. Гарна інформація, дуже потрібна підприємцю. Я говорю про те, щоб підприємець один раз прийшов, віддав договір на купівлю-продаж житлового приміщення, віддав, заплатив внесок і більше нікуди не ходить. Нащо бабці, яка хоче продати свою квартиру на першому поверсі, знати, які потрібні документи? Їй це не потрібно. Вона здала документи, заплатила, і їй сказали прийти через 150 днів отримати вже інші документи. От так треба зробити.
Володимир Застава: Пане Доротич, але ж проблема хабарництва – це не лише проблема Києва. Згідно з дослідженням Інституту Горшеніна, українці вважають хабарництво тотально розповсюдженим явищем в Україні. 90% українців прямо заявляють, що вони або члени їх сімей вступають в ці зв'язки – чи вимушено, чи то вони самі пропонують хабаря для спрощення якихось то речей. Але я, наприклад, справді не знав, що з жовтня можна переводити з житлового в нежитловий фонд. Я готовий перевірити це вже наступного тижня, мене це особисто цікавить. І давайте на наступний круглий стіл прийдемо і скажемо, як це працює.