"Мы хотим разгрузить центр города"
- Готовы ли инвесторы вкладывать деньги в Киев?
- Мировая конъюнктура достаточно сложная. Мы видим, какие процентные ставки на кредиты, на облигации. Это связано с проблемами Евросоюза. Поэтому убедить инвесторов вкладывать деньги в Киев тяжело. Например, почти нет строительной отрасли – работа идет на проектах 2006-2007 годов. Новые проекты если и стартуют, то только сверхинтересные и сверхприбыльные.
- Этого, как понимаю, мало. Задача стоит не просто деньги привлечь, а еще и направить их в нужные для города проекты. Что это за проекты?
- Их довольно много. И все они одинаково важны для города.
Если говорить об энергосбережении тепловых и водопроводных сетей, то инвестиции помогут либо сдержать тарифы на тепло и горячую воду, либо даже их понизить при условии стабильной цены на газ. Создана схема теплоснабжения города на 5 лет. Есть ряд мероприятий, которые позволят реконструировать тепловые сети, насосные станции, центральные тепловые пункты и котельные.
Есть и схема водоснабжения, проводится энергетический аудит "Водоканала" по программе Всемирного банка на $300 миллионов. Речь идет о кредитах на хороших условиях, нам это выгодно.
Есть мнение, что рынок офисных площадей в Киеве насыщен. Но я с ним не согласен. Во-первых, у Киева есть огромный потенциал выставочной деятельности. Особенно учитывая, что Европа движется на восток, а Россия – на запад. Между ними Украина – это ворота между востоком и западом. Поэтому развивать офисные и выставочные центры мы тоже будем. Для этого мы отобрали несколько площадок под проект Kyiv City, подготовили предложения по большой выставке. Если будет развиваться выставочное направление, то появится спрос на новые офисно-торговые центры или даже комплекс таких центров. Таким мы видим Kyiv City.
- Можете больше рассказать об этой идее?
- Есть Moscow City, есть Paris City – часть города, где сконцентрированы офисные и торговые помещения. Мы планируем построить от 1,5 до 3 миллионов квадратных метров. Площадь застройки от 30 до 80 гектаров. Соответственно, объем инвестиций составит от $2 до $10 миллиардов.
- Где Kyiv City будет расположен?
- Мы подготовили пять площадок, на которых можно было бы построить такой комплекс. Но в итоге останется только одна. Рассматриваются площадки "Теличка", "Ипподром", "Осокорки Северные", в районе озера Вырлица и на Березняках. Пока лидируют первые три площадки.
- Есть уже инвесторы, которые поддерживают эту идею?
- Чтобы появились инвесторы, надо предложить им готовый продукт для инвестиций. Сейчас мы этот продукт делаем.
- Вы планируете перенаправить в Kyiv City всю деловую активность столицы?
- Да, в этом и состоит идея. Чтобы разгрузить центр города.
- Как убедить человека с офисом на Крещатике переехать на окраину? Это же большие заботы. - До того как стать чиновником, я руководил частной компанией с персоналом более 300 человек. И мне было очень удобно находиться не на Крещатике. Даже с той точки зрения, что удобно добираться в офис или ехать домой с работы. Если это будет площадка "Ипподром", то рядом – аэропорт "Жуляны", рядом Выставочный центр, по прямой дороге – аэропорт "Борисполь", рядом окружная дорога… Вся инфраструктура. Необходимо просто качественное предложение.
"Инвесторов интересуют острова"
- О каких еще крупных проектах можете рассказать?
- Проводим конкурс по использованию островов. В администрацию поступает масса обращений по организации того или иного вида досуга на островах. То есть острова инвесторов интересуют.Это уникальные острова, мы их должны защищать. Но смотреть с одного берега на остров и говорить, что это заповедник – это одно. А кто будет ухаживать за этим заповедником?Сегодня 60% островов находятся в заповедной зоне, где вообще ничего нельзя делать. Остальные 40% открыты для посещения, но находятся в ужасном состоянии. Это можно исправить.
- Какого рода инвестиции там могут быть?
- Там могут и футбольные поля, и открытые кинотеатры, и яхт-клубы, и пляжи, и волейбольные летние площадки. Гидропарк, например, попадает в эти 40%.
- Склоны Днепра тоже интересуют инвесторов?
- Мы заказали проект по созданию единого туристического маршрута, который пройдет в том числе и по склонам Днепра. Могу успокоить, что склоны Днепра находятся под защитой ЮНЕСКО, и застраиваться не будут. Мы занимаемся только организацией туристического маршрута и приводим в порядок зеленую зону.
- Появятся ли новые мосты через Днепр?
- Да, работаем над строительством двух тоннелей или мостовых переходов (решения окончательного нет) через Днепр для создания малой окружной дороги. Один – продолжение улицы Заболотного с выходом на Бориспольскую трассу. А другой – продолжение улицы Северная.
"Метро на Троещину можно запустить в 2017 году" - Наше издание много писало о развитии транспортной инфраструктуры Киева. Один из самых масштабных проектов – метро на Троещину. Провести туда метро обещают с конца 80-х, потому не верится, что это будет сделано. - Мост Кирпы (Дарницкий мост) строился много лет за государственный счет. По опыту России и других стран мира мы видим, что инфраструктуру можно развивать быстрее, если привлекать частные инвестиции. Этот метод называется государственно-частным партнерством. За счет него можно реализовать этот проект.
Речь идет о строительстве четвертой ветки метро, которая идет обособленно. Ее строительство еще не начато. Потому есть возможность построить ветку с последующей концессией или лизингом. В случае с концессией метро останется в собственности города, но инвестор будет получать деньги за его эксплуатацию, пока не отобьет вложения и не получит запланированную прибыль.
- В интервью LB.ua главный архитектор Киева Сергей Целовальник говорил, что существует два проекта строительства метро на Троещину: по улице Бальзака и по улице Маяковского.
- Есть проект строительства метро на Троещину 1986 года, где ветка проходит по улице Бальзака. Со всеми цифрами и расчетами. Пока все работы ведутся исходя из этого проекта, независимо от источников финансирования. Да, действительно есть трения, и поручено архитектурному и строительному блоку Киевской администрации определиться, целесообразно ли строить метро по Маяковского.
- Проект по Маяковского лоббируют какие-то застройщики?
- Нельзя сказать однозначно. Есть несколько заинтересованных организаций. Начиная от проектного института, которому, наверное, интересно разработать еще один проект. И заканчивая подрядной организацией, которой было бы выгодно вести строительство не на открытой местности на Бальзака. Там сделал контактные рельсы, организовал отсыпку и поставил станции открытого типа, как на Броварской линии. Другое дело - заходить под землю на Маяковского. Понятно, что прохождение одного метра по Маяковского будет раз в 50 дороже, чем по Бальзака.
- Если все же вести метро по Бальзака, как скоро оно заработает?
- Если по Бальзака запустить ветку, то при наличии надлежащего ритмичного финансирования мы выходим на срок ввода в эксплуатацию в 2017 году. Притом основной проблемой мы видим не прокладку коммуникаций на Троещине, а как раз работу на правом берегу. Там надо работать под землей, что достаточно сложно.
- Как участие частного капитала скажется на тарифах на четвертой ветке метро? - Есть разница между тарифом и стоимостью проезда. Тариф рассчитывается на основе затрат и минимальной рентабельности предприятия (инвестора) – до 12% максимум. И он действительно будет гораздо выше, чем оплата за проезд. Но уже сегодня при плате за проезд 2 гривны себестоимость проезда в метро (тариф) составляет 2,68 гривны. Просто 68 копеек за каждого пассажира доплачивает город.
Поэтому даже если проезд по новой ветке будет стоить 3-4 гривны (а тариф вырастет не только из-за строительства, но и из-за инфляции, роста цен), то на стоимости проезда это не скажется.Разницу в тарифах будет компенсировать город.
Здесь, конечно, можно поставить вопрос: чего ж не строить самим без частного инвестора? Но за сколько город может такой проект осилить?
- Будет не 2017 год, а 2037-й…
- Да, построим мы это к 2037 году, и стоить это будет раза в два дороже. Потому что финансирование будет вестись неритмично. Потому что нужны будут затраты на охрану, консервацию, расконсервацию… А городу метро нужно сейчас.
- Почему не запустить кольцевое метро как в Москве или Токио? Которое бы объединило уже действующие ветки?
- Мы уже запустили кольцевую электричку, которая в нескольких точках пересекается со станциями метро.
- Верно, но электричка идет по очень маленькому кольцу – пересекается с Вокзальной станцией, с Левобережной… А если построить большое кольцо, то можно было бы решить проблему не только жителей Троещины.
- Легко говорить. Каждый такой проект надо тщательно просчитывать. И мы сейчас готовим конкурс по отбору компании, которая бы могла разработать перспективную транспортную схему. Компания-победитель будет просчитывать, где лучше проложить метро, где запустить новый маршрут автобуса, а где дорогу построить.
"Подземные переходы будут в чистоте и порядке" - Сколько денег потратят на реализацию Стратегии развития Киева? - Всего заложено 82 млрд гривен до 2025 года. Из них 15% - государственные средства, остальное – инвестиции.
- Основная часть инвестиций должна прийти в первые годы или как-то деньги будут равномерно поступать до 2025 года?
- Мы отводим порядка двух лет на так называемый старт-ап. Во-первых, надо полностью перестроить схему привлечения инвестиций. Второе: разработать проекты для инвесторов. Третье: убедить инвесторов в необходимости вкладывать деньги.
Часть проектов будет разработана до января 2012 года. Затем госэкспертиза, конкурс, разрешительные документы. На все это уйдет около года. То есть первые деньги по самым простым проектам пойдут в 2012 году, но бум инвестиций, я думаю, будет в 2013 году. Это если мы уберем все бюрократические процедуры по максимуму. Как раз к этому времени мы придем на схему финансирования метро, на проекты по паркингам (хотя самые необходимые мы построим уже в следующем году, даже если это надо будет делать за собственные средства).
- Кроме парковок будут инвестиции и в остановки, и в подземные переходы. Но об этом ведь говорилось и раньше. Чем ваш подход кардинально отличается?
- Есть переходы – их 236 на весь город. Их содержание обходится в 12 миллионов гривен в месяц. А в аренду они сдаются за 4 миллиона гривен. Зачем такая аренда, если идут убытки?
Больше того, сдаются отдельные площади, а не целые переходы. Поэтому у нас незаконная торговля в переходах, нет уборки территории. У нас арендатор отвечает только за свои несколько метров.
Мы же говорим о том, что в аренду будет передаваться весь переход. В договоре будет указано, какие площади можно использовать для торговли, а какие – для прохода людей. Плюс участок на 20 метров вокруг входа и выхода будет содержаться в чистоте и порядке.
Таким образом, мы с вами получаем монопольную ответственность за содержание перехода. Перекладываем этот убыток в 8 миллионов за содержание на плечи инвесторов. И по опыту той же Москвы получаем чистенький переход.
- Инвестору будет интересен центр, а что делать с переходами на окраинах? - Мы делим все переходы по пакетам. По лотам. К тому же нельзя говорить "центр" или "не центр". Потому что переход на Майдане – самый дорогой, наверное. А стоит пройти 300 метров на Европейскую площадь – там уже нет людей.
Переходы будем отдавать в долгосрочную аренду. В случае неуплаты или отсутствия уборки будем разрывать договоры.
То же самое и по остановочным комплексам. Там еще будет задан единый архитектурный стандарт.
- Парковки будут наземные или подземные?
- Будут и наземные, и подземные. Но по опыту Европы подземные парковки целесообразно закладывать в проекты при строительстве зданий.
- А сейчас у застройщиков нет такой обязанности?
- Есть. Но есть проекты, которые уже согласованы, и в которых ведется строительство. И заставить такого застройщика сделать три этажа парковочных мы уже не можем.
- Как власть работает с инвесторами?
- В понедельник мы открыли единый разрешительный центр, "единое окно". Это должно упростить работу с инвесторами. Перевели в этот центр все свои разрешительные органы и половину общегосударственных разрешительных структур.
Что касается крупных проектов, то в Киеве будет несколько человек в ранге советников. Они будут работать по направлениям Стратегии (всего восемь направлений). Они будут лично готовить проекты, защищать их. После того, как проект пройдет защиту, мы определим его приоритетность и передадим в коммунальные предприятия для дальнейшей работы.