Об этом пишет Юрий Бутусов в статье для ZN.ua.
Так, источники, близкие к Главному следственному управлению СБУ, утверждают, что Пискун покончил жизнь самоубийством. "Сам" или "не сам" вылетел из окна свидетель финансовой аферы – вопрос, но нет сомнений в том, что причиной стало дело "Родовида".
В частности, в проводимом целым отделом ГСУ СБУ расследовании аферы "Родовида" Пискун рассматривался как один из основных свидетелей, который мог дать показания о личностях и схемах, благодаря которым "Родовид" превратился в символ поражающей своими масштабами государственной коррупции.
Согласно постановлению о привлечении Геннадия Пискуна в качестве обвиняемого, он обвинялся "в предварительном сговоре с группой неустановленных лиц" по приобретению права на чужое имущество в особо крупных размерах, переданного в ипотеку "Родовид Банка" двумя лицами путем обмана и с целью невозврата должниками кредита, то есть действуя в интересах третьих лиц.
Следователи СБУ вскрыли огромную и трудоемкую схему фальсификаций: "неустановленные лица" в июле-ноябре 2009 года подделали целый пакет документов. В частности, были подделаны земельные акты и оценочные документы на несуществующие земельные участки, которые были переданы в залог банка.
Должностные лица "Родовид Банка" в разгар кризиса по непонятным мотивам списали с внебалансового счета финучреждения принятое в ипотеку имущество на сумму 62,816 млн грн и сняли запрет на его отчуждение. Взамен они получили несуществующий залог, наличие которого соответствующие службы банка не удосужились проверить. Это решение подписал заместитель председателя правления банка Юрий Дробноход.
Значение Геннадия Пискуна заключалось в том, что он мог дать показания, благодаря которым следствие могло зайти на самый верх. И тогда бы должностные лица (учредители банка, кредитный совет) могли бы быть привлечены к ответственности и рассказать, с кем, в свою очередь, делились они.
По словам адвокатов, обычно непосредственными исполнителями хищений и финансовых махинаций (при кредитовании это обычно директора, учредители и бухгалтеры заемщика) являются в большинстве случаев "инструментальные" лица, которым и был Пискун.
Источник, близкий к следствию, сообщил, что СБУ, по сути, прижала Пискуна к стенке неопровержимыми обвинениями. Следователи рассчитывали, что он даст показания и подтвердит их в суде. "Но то, что Пискун заговорит, стало понятно не только следователям… Нет сомнений, что на Пискуна давили с двух сторон – те, кто хотел получить признание, и те, кто хотел, чтобы Пискун не дал на них показаний", – рассказывает источник.
По словам адвоката Дениса Бадзюка, управляющего партнера адвокатского объединения "Бриарей", когда суммы хищений исчисляются десятками и сотнями миллионов, итог очевиден: "Как только до заказчика доходит, кто и как его может сдать, количество свидетелей начинает уменьшаться. Причем заинтересованными в уменьшении числа свидетелей могут быть и те, кто деньги выдавал, особенно если должностные лица, выдававшие кредиты, и реальные владельцы предприятий-кредиторов – одни и те же лица".
Дело против Геннадия Пискуна было "реальным", но теперь, после его самоубийства, многие "ниточки" оборваны, и следствию нужно находить новые эпизоды и кропотливо их распутывать. И прежде чем поспешно, спустя сутки, хоронить главного свидетеля, правоохранительным органам, вероятно, стоило бы тщательнее изучить обстоятельства его гибели.
Между тем, источники сообщают, что это уже не первый "несчастный" случай в истории с "Родовидом". После допроса в СБУ в 2010 году несчастье произошло и с начальником юридического департамента банка Александром Ивахненко. По официальной версии, он якобы поскользнулся в ванной и получил множественные травмы головы, после чего несколько месяцев лежал в больнице.
В статье ZN.ua подчеркивается, что следствие должно как можно быстрее взять под охрану других свидетелей и организаторов схем по выдаче фиктивных кредитов и изменению предметов ипотеки в 2004 – 2010 годах. Спасти свидетелей и наказать настоящих преступников поможет только публичная огласка.